МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ВЕСЁЛЫЙ ЯР»
ОЛЬГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим
советом МКОУ «СОШ
с. Весёлый Яр»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Врио директора МКОУ «СОШ с.
Весёлый Яр»
_____________Н.В. Бильдянова
Приказ № 66 ОД от 29.08. 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА»
Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Адресат программы: 12-13 лет
Срок освоения программы: 2 года
Автор-составитель:
Аржанникова Л.И.,
педагог дополнительного образования
высшей категории
с. Весёлый Яр, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.
1.1.6.
1.1.7.
1.1.8.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.2.5.
2.2.6.
2.2.7.
2.3.
2.4.
2.5.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Уровень освоения программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Объем и сроки освоения программы
Формы организации образовательного процесса
Режим занятий
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия набора в творческое объединение
Условия формирования групп
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Рабочая программа
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Оценочные и диагностические материалы
2
3
3
3
5
5
5
5
6
6
6
6
7
7
8
11
14
14
14
14
14
14
15
15
15
17
18
18
22
25
27
27
1.1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Направленность программы
Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Она ориентирована на:
формирование
и
развитие
творческих
способностей
обучающихся;
формирование патриотических ценностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданскопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
профессиональную ориентацию обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для вовлечения
обучающихся в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения
как малой Родины, так и России в целом.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (2018-2027 годы);
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Приказ Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03. 2022 № 678-р);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №
816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
3
образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
–
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
–
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.04.2017 № ВК01232/09 «О направлении методических
рекомендаций (Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей)»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
–
Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642 «Государственная Программа Российской Федерации
«Развитие образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного Государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи).
1.1.2. Уровень освоения программы
Программа имеет базовый уровень освоения.
1.1.3. Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
проблема патриотического воспитания подрастающего поколения находится
в центре особого внимания государства и общества.
Освоение программы способствует патриотическому воспитанию,
любви к истории и культуре малой родины, формированию и развитию у
обучающихся умений и навыков публичных выступлений, проведению
4
экскурсий, этике общения с группами людей разных
допрофессиональной подготовки в сфере музейных профессий.
возрастов,
1.1.4. Отличительные особенности программы
Программа
разработана
на
основе
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Курочкиной О.А.
«Музейная мастерская» и Гостевой О.И. «Школьный музей», основной идеей
которых является формирование чувства патриотизма и любви к малой
родине посредством привлечения обучающихся к краеведческой, музейной и
поисково-исследовательской работе.
Новизна программы «Школа экскурсовода» состоит в том, что она
определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает
освоение методики исследовательской работы.
Форма организации содержания программы – интегрированная
(интегрирует с образовательными областями: «География», «История»,
«Литература»).
Программа имеет профессионально-ориентированный компонент. При
обучении по программе обучающиеся получают базовые знания о профессии
туроператора и экскурсовода, учатся разрабатывать и проводить экскурсии.
1.1.5. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа экскурсовода» предназначена для обучения детей в возрасте 16-18
лет. Содержание программы, формы и методы организации образовательного
процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Возрастной период с 16до 13 лет – это время становления и созревания
личности, который характеризуется выражением профессиональных
интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием,
развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.
1.1.6. Объем и сроки освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа экскурсовода» рассчитана на 2 года обучения – 68 учебных часов:
1 год обучения – 34 часа;
2 год обучения – 34 часа.
1.1.7. Формы организации образовательного процесса
Форма обучения – очно-заочная.
При
необходимости
реализация
программы
возможна
с
использованием дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальные и
групповые занятия.
5
Формы организации занятий – практические и комбинированные
занятия, выполнение самостоятельной работы; онлайн-практикумы,
видеолекции, видеомастер-классы, чат-занятия, чат-беседа и др.
1.1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Еженедельная нагрузка на одного обучающегося составляет 1 час.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование устойчивой мотивации к изучению культурноисторического наследия родного края посредством вовлечения обучающихся
в экскурсоводческую деятельность.
Задачи:
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся гражданственность, патриотизм,
любовь и уважение к Родине;
формировать чувство сопричастности к системе культурных
ценностей;
формировать музейную культуру;
воспитывать
аккуратность,
дисциплинированность,
инициативность и коммуникабельность.
Развивающие:
развивать интерес к культурно-историческому наследию родного
края;
развивать речь и активный словарный запас;
развивать творческий потенциал обучающихся;
развивать умения контактировать со сверстниками в совместной
творческой деятельности, навыки взаимопомощи при решении
проблемных задач.
Обучающие:
- расширять знания о краеведении, музейном деле;
- обучать теоретическим основам экскурсионной работы;
- формировать навыки ведения экскурсионно-просветительской и
поисково-исследовательской деятельности в области краеведения;
- формировать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области экскурсоводческой деятельности.
6
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебно-тематический план
Название
(год обучения)
«Туристскокраеведческая
деятельность»
(1 год обучения)
«Туроператорская
и турагентская
деятельность»
(2 год обучения)
Название раздела
Всего
часов
Теория
Вводное занятие
1
1
1. Экскурсионное
дело
16
6
10
2. Экскурсионные
объекты
16
6
10
Итоговое занятие
1
-
1
ИТОГО:
Вводное занятие
34
1
13
1
21
1. Оформление и
обработка заказа
клиента по подбору
пакетного тура
16
6
10
2. Разработка
туристской
программы
16
6
10
Итоговое занятие
1
-
1
34
68
13
26
21
42
ИТОГО:
ВСЕГО:
7
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика
(тестирование)
Беседа, опрос,
практическая
работа,
педагогическое
наблюдение
Беседа, опрос,
практическая
работа,
педагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация
(тестирование)
Входная
диагностика
(тестирование)
Беседа, опрос,
практическая
работа,
педагогическое
наблюдение
Беседа, опрос,
практическая
работа,
педагогическое
наблюдение
Итоговая
аттестация
(тестирование)
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
«ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) (34 ЧАСА)
Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час): знакомство с целями и задачами программы первого
года обучения «Туристско-краеведческая деятельность». Порядок и
содержание работы творческого объединения. Техника безопасности
(инструктаж).
РАЗДЕЛ 1. «ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО» (16 ЧАСОВ)
Тема 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране
и области (4 часа)
Теория (1 час): экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки
экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной
работы (занятие-экскурсия).
Практика (3 часа): экскурсия в краеведческий музей города, музей
техникума.
Тема 1.2. Роль и значение экскурсии (6 часов)
Теория (5 часов): основные функции экскурсии. Виды экскурсий. Цели
и задачи экскурсий. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании.
Практика (1 час):
экскурсия на туристическую базу «Балюзек»
Тема 1.3. Классификация экскурсий (6 часов)
Теория (4 часа): классификация экскурсий. Особенности показа на
экскурсии. Показ как реализация принципа наглядности. Рассказ в экскурсии.
Практика
(2
часа):
составление экскурсии
по достопримечательностям
Ольгинского муниципального округа.
Составление рассказа экскурсии. Представление и показ экскурсии.
Самостоятельное изучение: сочетание показа и рассказа экскурсии.
РАЗДЕЛ 2. «ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ» (16 ЧАСОВ)
Тема 2.1. Классификация экскурсионных объектов (6 часов)
Теория (4 часа): экскурсионные объекты и их классификация.
Критерии оценки экскурсионных объектов. Традиционный подход к
классификации объектов. Нетрадиционный подход к классификации
объектов.
Практика (2 часа): разбор и оценка экскурсионных объектов
Ольгинского муниципального округа. Составление карточек экскурсионных
8
объектов.
Тема 2.2. Экскурсионные объекты и маршруты Ольгинского
муниципального округа (6 часов)
Теория (4 часа): изучение туристических маршрутов Ольгинского
муниципального округа.
Практика (2 часа): экскурсии по Ольгинскому муниципальному округу.
экскурсия на базы отдыха Ольгинского муниципального округа.
Посещение достопримечательностей Ольгинского муниципального округа.
Тема 2.3. Экскурсионные методы и приёмы (методика проведения
экскурсии) (1 час)
Теория (1 час): методика проведения экскурсий. Классификация
методических приемов. Техника проведения экскурсии. Приём экскурсии.
Практика (16 часов): составление методической разработки экскурсии.
Комплектование «портфеля экскурсовода».
Тема 2.4. Составление карточек экскурсионного объекта (1 час)
Теория (8 часов): «Портфель экскурсовода». Отбор объектов. Методика
составления карточек экскурсионного объекта.
Практика (6 часов): составление карточек экскурсионных объектов.
Итоговое занятие (1 час)
Практика (2 часа): промежуточная аттестация (тестирование).
«ТУРОПЕРАТОРСКАЯ И ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(2 ГОД ОБУЧЕНИЯ) (34 ЧАСА)
Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час): знакомство с целями и задачами программы 2 года
обучения «Туроператорская и турагентская деятельность». Внутренний
туризм. Порядок и содержание работы творческого объединения. Техника
безопасности (инструктаж).
РАЗДЕЛ 1. «ОФОРМЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ЗАКАЗА КЛИЕНТА ПО
ПОДБОРУ ПАКЕТНОГО ТУРА» (16 ЧАСОВ)
Тема 1.1. Международный туризм. Въездной и выездной туризм (6
часов)
Теория (2 часа): международный туризм. Въездной и выездной туризм.
Практика (4 часа): виртуальные экскурсии по городам России.
Виртуальные экскурсии по странам мира.
Тема 1.2. Оформление заказа клиента по подбору пакетного тура
9
(10 часа)
Теория (2 часа): действующие туроператоры России. Визовое
обслуживание. Страхование туристов. Классификация отелей. Типы питания
туристов.
Практика (3 часа): оформление преамбулы туристского договора.
Оформление: «Потребительские свойства туристского продукта».
Тема 1.3. Подбор пакетного тура в соответствии с заказом клиента
(22 часа)
Теория (2 часов): предоставление информации о действующем
туроператоре. Предоставление памятки туристу. Информация о трансфере и
переездах по маршруту. Информация о целях поездки.
Практика (3 часа): подбор пакетного тура на сайтах турагенств:
Anextour, Coraltrevel, Tui, Teztour, Sunmar, Pegastouristik. Презентация
подобранного тура.
РАЗДЕЛ 2. «РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОЙ ПРОГРАММЫ» (16 ЧАСОВ)
Тема 2.1. Разработка программы тура по заказу клиента (6 часов)
Теория (2 часа): соответствие программы тура цели поездки.
Основные туристические услуги. Транспортная схема маршрута. Отбор
экскурсионных объектов посещения. Представление особенностей тура.
Составление аннотации тура. Аннотация турпродукта на иностранном языке.
Практика (4 часа): подбор средств размещения в соответствии с заявкой.
Подбор оптимального режима питания в соответствии с заявкой.
Составление программы тура с указанием затрат времени.
Расчет
транспортных расходов и стоимости размещения. Расчет стоимости питания
и экскурсионного обслуживания. Расчет себестоимости на всю группу и на
одного человека. Презентация разработанной программы тура. Презентация
тура на иностранном языке (английский). Промежуточная аттестация
(тестирование).
Тема 2.2. Разработка и обоснование нового туристического
маршрута (5 часов)
Теория (1 час): технологическая карта туристского маршрута.
Концепция туристического маршрута. Карта-схема маршрута. Безопасность
на маршруте. Описание туристского маршрута.
Практика (4 часа): оптимальное расположение мест показа на
маршруте. Оптимальность временных затрат по переезду. Отбор объектов
посещения и показа. Использование на маршруте соответствующей
инфраструктуры. Заполнение технологической карты «Основные сведения о
маршруте». Заполнение технологической карты «Программа обслуживания
туристов в путешествии по маршруту». Обоснование концепции нового
10
маршрута. Обоснование уникальности маршрута. Демонстрация элементов
интерактивной программы. Презентация нового туристического маршрута.
Тема 2.3. Технология продаж и продвижения турпродукта (5 часов)
Теория (1 час): конкурентные преимущества турпродукта. Целевая
аудитория. Ядро целевой аудитории. Инструменты продвижения
турпродукта. Бюджет рекламной кампании. План – график продвижения
турпродукта. Бриф рекламной компании.
Практика (4 часа): выявление и обоснование конкурентных
преимуществ турпродукта. Выявление и обоснование уникальности и
позиционирование туристского продукта. Определение целевой аудитории и
ядра целевой аудитории. Разработка программы продвижения туристского
продукта. Расчет бюджета программы продвижения. Заполнение брифа для
рекламного агентства. Создание логотипа и слогана турпродукта.
Презентация программы продвижения турпродукта.
Самостоятельное изучение: выбор инструментов продвижения
турпродукта.
Итоговое занятие (1 час)
Итоговая аттестация (тестирование).
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются
по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что
позволяет
определить
у участников
образовательного
процесса
динамическую картину формирование устойчивой мотивации к изучению
культурно-исторического наследия родного края посредством вовлечения
обучающихся в экскурсоводческую деятельность.
Для 1 года обучения:
Личностные
В результате обучения по программе обучающийся:
проявляет гражданственность, патриотизм, любовь и уважение к
Родине;
проявляет чувство сопричастности к системе культурных
ценностей;
демонстрирует музейную культуру;
демонстрирует
аккуратность,
дисциплинированность,
инициативность и коммуникабельность.
Метапредметные
В результате обучения по программе обучающийся:
проявляет интерес к культурно-историческому наследию родного
края;
пополняет речь и активный словарный запас; проявляет творческий
потенциал;
11
- проявляет умения контактировать со сверстниками в совместной творческой
деятельности, навыки взаимопомощи при решении проблемных задач.
Предметные
В результате обучения по программе обучающийся:
знает:
о краеведении, музейном деле;
основы туристско-краеведческой деятельности, экскурсионной
работы;
возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и
области;
роль и значение экскурсии;
экскурсионные методы и приёмы;
умеет:
классифицировать экскурсии и экскурсионные объекты;
разрабатывать маршруты Соль-Илецкого городского округа;
составлять карточки экскурсионного объекта;
формировать портфель экскурсовода;
составлять и проводить экскурсии;
осуществлять самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации в области экскурсоводческой деятельности;
организовывать экскурсионно-просветительскую и поисковоисследовательскую деятельность в области краеведения.
За 2 года обучения:
Личностные
В результате обучения по программе обучающийся:
имеет гражданственность, патриотизм, любовь и уважение к
Родине;
имеет чувство сопричастности к системе культурных ценностей;
имеет музейную культуру;
имеет аккуратность, дисциплинированность, инициативность и
коммуникабельность.
Метапредметные
В результате обучения по программе обучающийся:
имеет интерес к культурно-историческому наследию родного
края;
владеет активным словарным запасом;
использует творческий потенциал;
контактирует со сверстниками в совместной творческой
12
деятельности, оказывает взаимопомощь при решении проблемных задач.
Предметные
В результате обучения по программе обучающийся:
знает:
основы туроператорской и турагентской деятельности;
о международном туризме, въездном и выездном туризме;
о подборе пакетного тура в соответствии с заказом клиента;
технологию продаж и продвижения турпродукта;
умеет:
оформлять заказ клиента по подбору пакетного тура;
разрабатывать программы тура по заказу клиента;
составлять программы тура с указанием затрат времени;
разрабатывать и обосновывать новый туристический маршрут;
применять инструменты продвижения турпродукта.
I.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Название
(год обучения)
«Туристскокраеведческая
деятельность»
(1 год обучения)
«Туроператорская и
турагентская
деятельность»
(2 год обучения)
Дата
начала
занятия
Дата
окончания
занятия
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
занятий
Количество
учебных
часов
01.09
31.05
34
34
34
01.09
31.05
34
34
34
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1. Условия набора в творческое объединение
Набор обучающихся в творческое объединение свободный, не зависит
от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей
(или законных представителей).
2.2.2. Условия формирования групп
Обучение проходит в разновозрастных группах с использованием
дифференцированного подхода, допускается дополнительный набор
обучающихся на основе собеседования.
2.2.3. Кадровое обеспечение
13
К реализации программы допускается компетентный специалист в
области экскурсоводческой, туроператорской и турагентской деятельности с
педагогическим образованием. Педагог должен обладать знаниями в области
возрастной психологии, дидактики, методики преподавания и воспитания,
владеть знаниями и умениями в рамках программы, уметь строить
отношения с обучающимися на принципах сотрудничества.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования
высшей категории.
2.2.4. Материально-техническое обеспечение
Для эффективности образовательного процесса необходимо следующее
материально-техническое обеспечение:
Помещения, площадки: учебный кабинет.
Оснащение кабинета:
Мебель – стол для педагога, ученические парты и стулья, шкафы,
стеллажи.
Техническое оборудование – компьютер, проектор, экран.
Наглядные пособия, дидактические и раздаточные материалы,
контурные карты и др.
Информационное обеспечение – использование сети Интернет.
Для реализации программы с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения:
персональный
компьютер
педагога
с
установленными
приложениями, необходимыми для организации онлайн-занятий;
персональные компьютеры для выхода обучающихся в интернет с
установленными приложениями, необходимыми для участия в онлайнзанятиях.
2.2.5. Рабочие программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа экскурсовода» включает в себя следующие рабочие программы:
- «Туристско-краеведческая деятельность» (1 год обучения),
- «Туроператорская и турагентская деятельность» (2 год обучения).
2.2.6. Рабочая программа воспитания
1. Цель воспитания – создание условий для формирования социальноактивной и творческой, патриотической личности, а также личности
способной сделать профессиональный выбор, через систему культурных,
природных ценностей, любви к истории родного края.
Особенности организуемого воспитательного процесса: процесс
воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и обучающихся:
ориентир на создание в образовательной организации
14
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого;
объединение
обучающихся
и
педагога
яркими
и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогов
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей.
По программе «Школа экскурсовода» предусмотрены экскурсии (для
электронного обучения виртуальные экскурсии) по маршрутам:
Ольгинский краеведческий музей;
базы отдыха Ольгинского муниципального округа;
экскурсионные маршруты Ольгинского муниципального округа.
2. Виды, формы и содержание деятельности
Работа с коллективом обучающихся:
формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
развитие
творческого,
культурного,
коммуникативного
потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной
деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе.
Работа с родителями:
организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями
(тематические
беседы,
собрания,
индивидуальные
консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение
открытых занятий для родителей в течение года, проведение совместных
мастер-классов, приглашение на концерты, праздники, соревнования и т.д.);
оформление информационных уголков для родителей по
вопросам воспитания детей.
3. Планируемые результаты и формы их демонстрации
Результат воспитания – самоопределение обучающихся в системе
социальных,
общественных
и
производственных
отношений,
сформированность потребности в творчестве и духовных ценностях,
развитие учебной мотивации, стремления к познанию, сформированность
чувства ответственности за свои решения и поступки, чувства гражданской
ответственности, патриотизма.
15
2.2.7. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
3
4
Направление
воспитательной
работы
Ценности
научного
познания
Духовнонравственное
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия
Профориентационное
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
Планируемый результат
1.Участие в
проведении Дня
открытых дверей
(День знаний)
2.Всемирный день
туризма
сентябрь
3.День народного
единства
ноябрь
4.Новый год и
Рождество
декабрьянварь
1.Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
пожилого
человека
2.Праздники,
посвященные
русским обычаям
и традициям
(Рождество,
Масленица, Пасха)
3. День Победы
октябрь
Привлечение внимания
обучающихся и их родителей к
деятельности учреждения и
творческого объединения
Вовлечение обучающихся в
профессиональную деятельность,
повышение интереса к
выбранному объединению,
содействие здоровому образу
жизни
Знакомство с историей и
традициями праздника,
воспитание чувства патриотизма
Повышение интереса к
творческой деятельности,
коллективной работе
Воспитание у обучающихся
чувства уважения, внимания,
чуткости к пожилым людям
сентябрь
в течение года
май
1.Всемирный день
здоровья
апрель
1.День открытых
дверей
май
2.Участие в
чемпионатах
WorldSkillsRussia
(Молодые
профессионалы)
февраль, май
Создание культуры семейных
отношений и ценностей, развитие
этической культуры.
Формирование ценностных
представлений о морали
Воспитание чувства патриотизма,
гордости за свою страну, чувства
гражданской ответственности
Содействие здоровому образу
жизни, воспитание чувства
ответственности за свое здоровье
и здоровье окружающих
Формирование знаний о
трудовой деятельности,
выявление профессиональных
способностей
Формирование интереса к
творческой и профессиональной
деятельности
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
16
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый
контроль.
Входная диагностика (входной контроль) проводится с целью
выявления первоначального уровня знаний, умений и возможностей
обучающихся.
Формы:
тестирование.
Текущий контроль осуществляется для отслеживания уровня освоения
учебного материала программы и развития личностных качеств
обучающихся.
Формы:
беседа;
опрос;
практическая работа;
педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация (промежуточный контроль) проводится с
целью выявления уровня освоения программы обучающимися и
корректировки процесса обучения.
Форма:
тестирование.
Итоговая аттестация (итоговый контроль) проводится с целью оценки
уровня
и
качества
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (всего периода
обучения по программе).
Форма:
тестирование.
Для отслеживания и фиксации образовательных
используются:
для текущего контроля:
видео- и фотоматериалы;
материалы тестирования;
для промежуточной и итоговой аттестации:
протоколы аттестации.
результатов
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка уровня достижения результатов по программе обеспечивается
комплексом согласованных между собой оценочных средств.
Оценка уровня освоения программы осуществляется по следующим
показателям:
- личностное развитие;
- метапредметные умения и навыки;
17
- предметные умения и навыки;
- теоретическая и практическая подготовка детей.
По каждому из показателей выделены критерии и определены уровни
результативности: высокий, средний, низкий. Они занесены в таблицу ниже.
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
Предметные результаты
1.Теоретическая
Соответствие
подготовка:
теоретических
1.1.
знаний программным
Теоретические
требованиям
знания (по
основным темам
учебнотематического
плана программы)
1.2. Владение
Осмысленность и
специальной
правильность
терминологией
использования
2. Практическая
подготовка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным темам)
Соответствие
практических умений
и навыков
программным
требованиям
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
2.3. Творческие
Креативность в
навыки
выполнении
практических
заданий
Степень выраженности
оцениваемого качества
Методы
диагностики
- низкий уровень
(овладел менее чем ½ объема
знаний)
- средний уровень (овладел
более ½ объема знаний)
- высокий уровень (освоил
практически весь объем знаний
данной программы)
Тестирование
- низкий уровень (избегает
употреблять спец. термины)
- средний уровень (сочетает
специальную терминологию с
бытовой)
- высокий уровень (термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием)
низкий уровень (овладел менее
чем ½ предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень (овладел
более ½ объема освоенных
умений и навыков);
- высокий уровень (овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой)
- низкий уровень (испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием)
- средний уровень (работает с
помощью педагога)
- высокий уровень (работает
самостоятельно)
- низкий (начальный -
Тестирование
элементарный, выполняет лишь
простейшие практические
задания)
- средний (репродуктивный задания выполняет на основе
образца)
18
Составление и
проведение экскурсий
Наблюдение
Наблюдение
- высокий (творческий выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Метапредметные результаты
Самостоятельность в
3.
Метапредметные
подборе и анализе
умения и навыки:
литературы
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
спец. литературу
3.1.2. Умение
Самостоятельность в
пользоваться
пользовании
компьютерными
источниками
информации
3.1.3. Умение
Самостоятельность в
осуществлять
учебноучебноисследовательской
исследовательску
работе
ю работу
(рефераты,
исследования,
проекты)
3.2. Учебно Адекватность
коммуникативные восприятия
умения:
информации, идущей
3.2.1. Умение
от
слушать и
педагога
слышать педагога
3.2.2. Умение
Свобода владения и
выступать перед
подачи
аудиторией
подготовленной
информации
3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее (учебное)
место
3.3.2. Навыки
соблюдения ТБ в
процессе
Самостоятельная
подготовка и уборка
рабочего места
- низкий (испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в помощи и
контроле педагога)
- средний (работает с
литературой с помощью
педагога и родителей)
- высокий (работает
самостоятельно)
Наблюдение
Уровни по аналогии с
п. 3.1.1.
- низкий
-средний
-высокий
Уровни по аналогии с
п. 3.1.1.
- низкий
Наблюдение
Наблюдение
-средний
-высокий
Уровни по аналогии с
п. 3.1.1.
- низкий
-средний
-высокий
Наблюдение
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- низкий
-средний
Наблюдение
-высокий
Уровни по аналогии с
п. 3.1.1.
- низкий
-средний
Наблюдение
-высокий
Соответствие
реальных навыков
соблюдения ТБ
- низкий уровень (овладел
менее чем ½ объема навыков
соблюдения ТБ);
19
Наблюдение
деятельности
программным
требованиям
3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
Личностные результаты
4. Личностное
Способность
развитие
выдерживать
4.1.
нагрузки,
Организационнопреодолевать
волевые качества: трудности. Умение
Терпение, воля,
контролировать свои
самоконтроль
поступки
4.2.
Ориентационные
качества:
Выявление
готовности к выбору
профессии
4.2.2. Мотивация,
интерес к
занятиям в ТО
Осознанное участие
детей в освоении
программы
4.3.
Поведенческие
качества:
4.3.1.
Конфликтность
Отношение детей к
столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия
.3.2. Тип
сотрудничества
(отношение детей
Умение
воспринимать общие
дела, как свои
- средний уровень (овладел
более ½ объема освоенных
навыков)
- высокий уровень (освоил
практически весь объем
навыков)
- низкий уровень
- средний уровень
- высокий уровень
Наблюдение
- низкий (терпения хватает
меньше чем на ½ занятия,
волевые усилия побуждаются
извне, требуется постоянный
контроль извне)
- средний (терпения хватает
больше чем на ½ занятия,
периодически контролирует
себя сам)
- высокий (терпения хватает на
все занятие, контролирует себя
всегда сам)
- низкий уровень (не умеет
оценивать свои способности в
достижении поставленных
целей и задач, преувеличивает
или занижает их)
- средний уровень (умеет
оценивать свои способности, но
знает свои слабые стороны)
- высокий уровень
(адекватно оценивает свои
способности и достижения)
- низкий уровень (интерес
продиктован извне)
- средний уровень (интерес
периодически поддерживается
самим)
- высокий уровень (интерес
постоянно поддерживается
самостоятельно)
Наблюдение
- низкий уровень (периодически
провоцирует конфликты)
- средний уровень (в
конфликтах не участвует,
старается их избегать)
- высокий уровень (пытается
самостоятельно уладить
конфликты)
- низкий уровень (избегает
участия в общих делах)
- средний уровень (участвует
Наблюдение
20
Опросник для
выявления готовности
обучающихся к
выбору профессии
(подготовлен
профессором В.Б.
Успенским)
Ролевая игра (вебквест) «Туристическое
агентство». Автор
Малыхина Л.З.
https://
sites.google.com/view/
webkvesttur
Наблюдение
к общим делам
д/о)
собственные
при побуждении извне)
- высокий уровень
(инициативен в общих делах)
2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы обучения по программе
В работе используются разнообразные методы обучения.
По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное
изложение, частично-поисковый, исследовательский.
По дидактической цели: методы получения новых знаний, методы
закрепления знаний, методы контроля.
По месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский):
методы организации и осуществления учебной деятельности;
методы ее стимулирования и мотивации (методы формирования
мотивов, в частности, дидактические игры);
методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью
(методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и
самоконтроля).
К используемым на практических (лабораторных) занятиях методам
относятся: наблюдение, моделирование и прогнозирование. В ходе
выполнения практических работ определенное время отводится правилам
техники безопасности.
Использование
исследовательских
методов
предусматривает
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки",
"круглого стола");
выдвижение гипотез и их решения;
обсуждение способов оформления конечных результатов
(презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем.
При реализации программы используется следующая система методов
обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный
характер деятельности субъектов образовательного процесса. В ней
представлены:
1. Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, чтение;
беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг
с другом), консультация, работа с материалами сети Интернет).
2. Методы практической работы: упражнения (тренинг, тренировка,
21
репетиция); письменные работы (конспект, выписки, составление тезисов
(доклада), реферат, письменные ответы на вопрос, работа с географическими
и историческими картами).
3. Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала:
анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий
данной проблемы, эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов,
объяснение основных понятий, определений, терминов, создание
проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания,
демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная
постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и
отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа
обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием
«опор» (опорных таблиц, алгоритмов)).
4. Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ;
построение гипотез, моделирование ситуации, создание новых способов
решения задачи, проектирование (планирование) деятельности, конкретных
дел).
5. Метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные,
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс,
игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра).
6. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: картины,
рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, видеоматериалы, учебные и
другие фильмы).
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
технология группового обучения – для организации совместных
действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания и взаимопомощи;
технология дифференцированного обучения – применяются
задания различной сложности в зависимости от интеллектуальной
подготовки обучающихся;
технология проблемного обучения – для творческого усвоения
знаний, поэтапного формирования умственных действий, активизации
различных операций мышления;
технология
проектной
деятельности
–
для
развития
исследовательских умений; достижения определенной цели; решения
познавательных и практических задач; приобретения коммуникативных
умений при работе в группах;
информационно-коммуникационные технологии – применяются
для расширения знаний, выполнения заданий, создания и демонстрации
презентаций на занятиях, проведения диагностики и самодиагностики.
Информационные, дидактические материалы к занятиям
22
Перечень наглядных пособий, дидактических и раздаточных
материалов: книги, энциклопедии, справочная литература, карты.
Техника безопасности
Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на
всех стадиях образовательного процесса с целью формирования у
обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих.
Обучение обучающихся в виде инструктажей с регистрацией в журнале
учета работы педагога дополнительного образования в творческом
объединении по правилам безопасности проводится перед началом всех
видов деятельности:
теоретические и практические занятия;
занятия общественно-полезным трудом;
экскурсии;
массовые мероприятия.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Дата
Примечание
«ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) (34 ЧАСА
Вводное занятие (1 час)
Порядок и содержание работы творческого объединения
РАЗДЕЛ 1. «ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО» (16 ЧАСОВ)
Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и
крае
Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки
экскурсии, экскурсия как процесс познания).
Экскурсия как форма учебной работы (занятие-экскурсия)
Экскурсия в краеведческий музей
Роль и значение экскурсии
Основные функции экскурсии
Виды экскурсий
Цели и задачи экскурсий
Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании
Классификация экскурсий.
Особенности показа на экскурсии.
Показ как реализация принципа наглядности.
Рассказ в экскурсии
составление экскурсии по достопримечательностям
Ольгинского муниципального округа.
Составление рассказа экскурсии.
Представление и показ экскурсии
РАЗДЕЛ 2. «ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ» (16 ЧАСОВ)
18
Классификация экскурсионных объектов
23
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Экскурсионные объекты
и
их классификация
Критерии оценки экскурсионных объектов
Традиционный подход к классификации объектов
Нетрадиционный подход к классификации объектов
Разбор и оценка экскурсионных объектов Ольгинского
муниципального округа
Составление карточек экскурсионных объектов
Экскурсионные объекты и маршруты Ольгинского
муниципального округа
изучение
туристических
маршрутов
Ольгинского
муниципального округа
Экскурсионные методы и приёмы. Методика проведения
экскурсии
Классификация методических приемов.
Техника проведения экскурсии.
Приём экскурсии
Методика
проведения
«портфеля экскурсовода».
Отбор объектов.
экскурсий.
Комплектование
Методика составления карточек экскурсионного объекта.
Итоговое занятие (1 час)
«ТУРОПЕРАТОРСКАЯ И ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
(34 ЧАСА)
Вводное занятие (1 час)
«Туроператорская
и
турагентская
деятельность».
1
Внутренний туризм. Порядок и содержание работы
творческого объединения. Техника безопасности
РАЗДЕЛ 1. «ОФОРМЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ЗАКАЗА КЛИЕНТА ПО ПОДБОРУ ПАКЕТНОГО
ТУРА» (16 ЧАСОВ)
Оформление
заказа
клиента
по
подбору пакетного тура
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Визовое обслуживание
Страхование туристов
Классификация отелей
Типы питания туристов.
Подбор пакетного тура в соответствии с заказом клиента
Международный туризм.
Въездной и выездной туризм
Предоставление памятки туристу
Информация о трансфере и переездах по маршруту.
Информация о целях поездки.
Предоставление информации о действующем туроператоре
Подбор пакетного тура на сайтах турагенств: Anextour,
Coraltrevel, Tui, Teztour, Sunmar, Pegastouristik.
Презентация подобранного тура
Подбор пакетного тура на сайтах турагенств: Anextour,
Coraltrevel, Tui, Teztour, Sunmar, Pegastouristik.
Презентация подобранного тура
24
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Подбор пакетного тура на сайтах турагенств: Anextour,
Coraltrevel, Tui, Teztour, Sunmar, Pegastouristik.
Презентация подобранного тура
«РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОЙ ПРОГРАММЫ» (16 ЧАСОВ)
Разработка программы тура по заказу клиента
Соответствие программы
тура
цели
поездки
Основные туристические услуги
Транспортная схема маршрута
Отбор экскурсионных объектов
Представление
посещения
особенностей
тура
Составление аннотации тура
Аннотация турпродукта на иностранном языке
Подбор средств размещения в соответствии с заявкой
Подбор оптимального режима питания в соответствии с
заявкой
Составление программы
тура
с
указанием
затрат времени
Расчет транспортных расходов и стоимости размещения.
Расчет стоимости питания и экскурсионного обслуживания
Расчет себестоимости на всю группу и на одного человека
Концепция туристического маршрута
Безопасность на маршруте
Описание туристского маршрута. Бриф рекламной
компании.
Итоговое занятие (1 час)
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Список дополнительной литературы
1.
Актанко, Н.И. Музей и дети: теория, методика, практика.
Хабаровск. 1994. – 55 с.
2.
Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в
работе менеджера туристской анимации: Учебное пособие. Российская
международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2006. – 168 с.
3.
Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия
«Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2005. – 272 с.
4.
Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник.- 3-е изд., перераб. и
дополн. – М.: Советский спорт, 2002. – 216 с.
5.
Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и
методологические основы: Учеб. пособие. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 96 с.
6.
Профессия «экскурсовод»: Учебно-методические материалы по
программе подготовки специалистов с высшим образованием. – М.: РИБ
«Турист», 2000. – 150 с.
25
7.
Рубан, Н.И. Музеелогия. История музейного дела. Музейное
дело на Дальнем Востоке России (Учебное пособие), Хабаровск: ГМДВ им.
Гродекова, Хабаровский государственный педагогический университет. –
2004. – 300 с.
8.
Скрипкина, Л.И. Информативность экспозиций историкокраеведческого музея в свете современных теорий научного познания//
Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. –М.: Труды
ГИМ. Вып. 104, 2014. – С. 100-123.
9.
Степанищева, Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной
экскурсии// Краеведческие записки. – Вып. 3. – Барнаул, 2015. – С. 204-215.
10. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина. – М: Вече,
2014. – 520 с.
11. Столяров, Б. Музейная педагогика: история и современность//
Народное образование, 2015. – №5. – 320 с.
12. Усыскин, Г.С. Очерки истории российского туризма. – Спб.
Издательство Торговый Дом «Герда», 2004. – 224 с.
13.
Хуусконен, Н.М., Глушанок, Т.М. Практика экскурсионной
деятельности. – Спб. «Изд. дом «Герда», 2006. – 208 с.
14.
Шаповал, Г.Ф. История туризма: Пособие. – Мн.:
«Экоперспектива», 1999. – 303 с.
15. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М.
Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 335 с.
Список цифровых ресурсов
1.
«Алые паруса» (проект для одаренных детей социальной сети)
[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru. – (Дата
обращения: 24.05.2023).
2.
Туристическая библиотека [электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs33.htm – (Дата обращения:
30.05.2023).
3.
Электронная библиотека [электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekskursovodcheskoykompetentnosti-bakalavrov-turizma – (Дата обращения: 10.05.2023).
26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оценочные и диагностические материалы
1 год обучения
Входная диагностика
Тест
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы. Правильные ответы отмечены +.
1.
Контрольный текст экскурсии – это…
А) сведения, характеризующие экскурсионный объект
Б) подобранный и выверенный по источникам
раскрывающий тему +
В) рекомендации по проведению экскурсии
материал,
2.
Какое из понятий включает в себя языковая культура речи?
А) содержательность
Б) культура жестов и мимики +
В) воздействие речи
3.
Экскурсионные объекты классифицируются…
А) по степени сохранности +
Б) по известности объектов
В) по познавательной ценности
4.
Использование экскурсоводом при
популярных приемов…
А) снижает качество проводимых экскурсий
Б) повышает качество проводимых экскурсий +
В) не влияет на качество проводимых экскурсий
рассказе
наиболее
5.
Указательный жест используется с целью…
А) дать представление о границах осматриваемого объекта
Б) переключить внимание экскурсантов с одного объекта на другой +
В) подчеркнуть особенности конструкции
6.
Язык экскурсовода должен отвечать критерию ясности…
А) да +
27
Б) нет
В) не всегда
7.
Цель паузы в экскурсии…
А) знакомство экскурсовода с группой
Б) дать кратковременный отдых экскурсантам +
В) дать возможность экскурсоводу сообщить дополнительные сведения
экскурсанту
8.
Экскурсия как форма общения предполагает…
А) взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и
экскурсантов) на основе их совместной деятельности +
Б) повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и
другим отраслям знания
В) ряд действий – подготовка и проведение экскурсии
9.
Какие
специфические
экскурсовода?
А) организаторские +
Б) умственная активность
В) настойчивость
способности
характерны
для
10. К общим признакам экскурсии относится…
А) протяженность во времени менее одного академического часа (45
мин.)
Б) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы +
В) демонстрация действующих объектов
11. Какой может
экскурсии?
А) 3 часа
Б) 5 часов
В) не более 24 часов +
быть
максимальная
продолжительность
12. Что на экскурсии должно быть первичным?
А) рассказ
Б) показ +
13. Укажите невербальные средства общения на экскурсии…
А) речь
Б) жесты +
28
14. В какой части вступления к экскурсии экскурсовод обязан
проинформировать о правилах поведения и технике безопасности на
экскурсии?
А) в организационной +
Б) в информационной
15. Предварительная ступень при подготовке
заключается в…
А) отборе объектов для экскурсии +
Б) обработке фактического материала
В) написании экскурсоводом индивидуальных текстов
к экскурсии
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-6 баллов;
средний уровень – 7-10 баллов;
высокий уровень – 11-15 баллов.
Текущий контроль
Тест по теме «Экскурсионные методы и приёмы
(методика проведения экскурсии)»
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы. Правильные ответы отмечены +.
1. По форме проведения различают экскурсии:
А) пешеходные
Б) комбинированные
В) учебные +
Г) загородные
2. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев включает
следующие стадии…
А) изучение названия музея
Б) определение его местонахождения
В) уточнение почтового адреса музея и телефона отдела по
организации экскурсий
Г) посещение экскурсий, которые проводятся научными работниками
музея +
3. Степень, в которой количество экскурсионных объектов влияет
на качество освещения темы, можно определить следующим образом…
А) чем больше, тем лучше
29
Б) лучше меньше, да лучше +
4. Экскурсионные маршруты разрабатываются по следующим
принципам…
А) комплексности +
Б) коммерческой выгоды
В) идейности
Г) информативности
Д) престижности
5. Различают следующие виды экскурсионного (зрительного)
анализа…
А) географический
Б) исторический +
В) предварительный
Г) полный
6. К "другим" приемам проведения экскурсии относятся…
А) цитирование
Б) объяснение
В) воспроизведение элементов ритуала +
Г) предварительный осмотр
Д) прием локализации событий
7. Качественный уровень экскурсии определяется следующими
условиями…
А) обилием цифр, фактов, примеров
Б) преобладанием показа над рассказом
В) обеспечением синтеза приемов показа и рассказа +
Г) преобладанием рассказа над показом
8. Речь экскурсовода должна соответствовать стилю, а именно…
А) объективному
Б) нейтральному
В) научному +
Г) свободному
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-3 балла;
средний уровень – 4-6 баллов;
высокий уровень – 7-8 баллов.
30
Промежуточная аттестация
Тест
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы.
1.
Одним из приемов реконструкции является…
А) прием зрительного монтажа
Б) прием панорамного показа
В) прием локализации событий
2.
Контрольный текст экскурсии – это…
А) сведения, характеризующие экскурсионный объект
Б) подобранный и выверенный по источникам
раскрывающий тему
В) рекомендации по проведению экскурсии
материал,
3.
Культура речи включает в себя понятие…
А) грамматическая и стилистическая выразительность
Б) грамматическая и стилистическая культура речи
В) стилистическая культура речи
4.
Вопросы, задаваемые участниками
отношение…
А) к методике проведения экскурсии
Б) к технике проведения экскурсии
В) среди перечисленных вариантов нет верных
экскурсии,
5.
Экскурсионные объекты классифицируются…
А) по степени сохранности
Б) по известности объектов
В) всё указанное может входить в классификацию
6.
Какая характеристика осмотра верна?
А) процесс получения зрительной информации об объекте
Б) осмотр – это внеплановое знакомство с памятником
В) характеризуется активным восприятием
7.
Прием объяснения – это…
А) форма изложения материала
Б) это вводная часть любой экскурсии
В) вспомогательный приём экскурсии
31
имеют
8.
Прием зрительной реконструкции…
А) дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности
Б) используется при показе памятных мест, где проходили военные
сражения
В) часто используется в тех случаях, когда культурный объект был
утрачен
9.
Одна из основных задач «портфеля экскурсовода» состоит
в…
А) контроле техники ведения экскурсии
Б) демонстрации схем и таблиц
В) восстановлении недостающих звеньев при показе
10. Определение методических приемов проведения экскурсии
включает…
А) определение приемов сохранения внимания
Б) определение темы экскурсии
В) составление наглядного пособия
11. К методическим приемам рассказа не относится…
А) прием переключения внимания
Б) прием предварительного осмотра
В) прием характеристики
12. Задачей показа не является…
А) показать объекты такими, какими они были в период описываемого
события
Б) оживить экскурсию, активизировать экскурсантов
В) дать возможность самостоятельного наблюдения экскурсантами
достопримечательностей
13. Основная цель паузы в экскурсии…
А) знакомство экскурсовода с группой
Б) дать кратковременный отдых экскурсантам
В) дать возможность экскурсоводу сообщить дополнительные сведения
экскурсанту
14. Основой рассказа в экскурсии является…
А) методическая разработка
Б) «Портфель экскурсовода»
В) индивидуальный текст экскурсии
32
15. Заключительная ступень подготовки новой
состоит в…
А) приеме экскурсии на маршруте
Б) обработке фактического материала
В) написании экскурсоводом индивидуальных текстов
экскурсии
Ключ к тесту: 1.А, 2.Б, 3.Б, 4.В, 5.В, 6.А, 7.А, 8.В, 9.В, 10.А, 11.Б,
12.А, 13.Б, 14.В, 15.А
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-6 баллов;
средний уровень – 7-10 баллов;
высокий уровень – 11-15 баллов.
2 год обучения
Входная диагностика
Тест
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы.
1.
Совокупность
природных,
культурно-исторических
и
социально-экономических предпосылок для организации туристской
деятельности на определенной территории называется…
А) рекреационные возможности территории
Б) ресурсный суммарный запас
В) туристский потенциал территории
Г) территориальный туристский комплекс
2.
Коммерция как сфера предпринимательства в туризме —
это…
А) туроперейтинг
Б) страхование недвижимости
В) турагентская деятельность
Г) консультирование
3.
Совокупность достижений общества в образовании, науке,
искусстве, литературе, в организации государственной и общественной
жизни, в труде и быте – это ресурсы…
А) нематериальные культурно-исторические
Б) трудовые
33
В) материально-технические
Г) материальные культурно-исторические
4.
Туристский маршрут – это…
А) заранее спланированная трасса передвижения туристов,
рассчитанная по времени с целью получения предусмотренных программой
обслуживания услуг
Б) путь передвижения путешественников, рассчитанный по времени с
целью получения экскурсионных услуг
В) первое и второе
Г) планирование траектории движения путешественников
5.
Основные услуги – это…
А) услуги, включенные в стоимость тура
Б) услуги, включенные в турпутевку
В) первое и второе
Г) услуги, которые можно приобретать по мере путешествия
6.
Полное и конкретное описание проданного турпродукта
приводится…
А) в договоре о туристском обслуживании
Б) в путевке по форме «ТУР-1»
В) в каталоге турфирмы
Г) в ваучере туриста
7.
Программу экскурсии разрабатывает…
А) гид-переводчик
Б) сопровождающий
В) экскурсовод
Г) турагент
8.
Свидетельством высокого качества и эффективности
экскурсионного обслуживания являются…
А) отсутствие попыток со стороны отдельных экскурсантов оставить
маршрут до окончания экскурсии
Б) замена экскурсий (на равноценные по продолжительности и
стоимости) только в исключительных случаях
В) сознательный отказ от анализа устных замечаний и предложений
экскурсантов
Г) соразмерность общего и частного в экскурсии
34
9.
При разработке маршрута имеют значение следующие
условия…
А) радиальное расположение объектов
Б) надежная зрительная основа для раскрытия темы
В) наличие торговых точек по продаже сувениров
Г) цветовое решение объектов
10. Экскурсионные маршруты разрабатываются по следующим
принципам…
А) комплексности
Б) коммерческой выгоды
В) идейности
Г) информативности
Ключ к тесту: 1.В, 2.В, 3.А, 4.В, 5.В, 6.Б, 7.В, 8.В, 9.Б, 10.А
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень – 0-4 балла;
средний уровень – 5-8 баллов;
высокий уровень – 9-10 баллов.
Текущий контроль
Тест по теме «Разработка программы тура по заказу клиента»
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы. Правильные ответы отмечены +.
1.
Из каких составляющих состоит туристский продукт?
А) туристских услуг и товаров
Б) туристских ресурсов и услуг туроператоров
В) бронирование, перевозка, размещение, питание +
Г) туристских услуг, работ и товаров
2.
По своему положению туристского агентства делятся…
А) на инициативные и рецептивные
Б) на внешние и внутренние
В) на крупные и мелкие
Г) на независимые (самостоятельные) и дочерние +
3.
Калькуляционной
единицей
является…
А) каждая отдельная услуга +
35
туристской
организации
Б) деятельность организации
В) сметная себестоимость деятельности организации за месяц
Г) выручка от реализации услуг
4.
При
проектировании
горнолыжных
курортов
первоначальным этапом является…
А) изучение рельефа с точки зрения возможности прокладки трасс +
Б) определение пропускной способности горнолыжных трасс
В) высота местности над уровнем моря
Г) выбор места для размещения гостиниц, турбаз и приютов
5.
В случае отказа агента от туристического продукта
туристская фирма взимает с агента следующие штрафы при возврате
(при отказе более чем за 30 дней от начала поездки)…
А) 0-15% +
Б) 10-20%
В) 30-80%
Г) 70-100%
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-2 балла;
средний уровень – 3-4 балла;
высокий уровень – 5 баллов.
Промежуточная аттестация
Тест
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы.
1.
При организации тура необходимо поэтапно выполнить
следующие операции:
А) формирование тура – экспериментальное внедрение – реклама и
презентации тура
Б) формирование тура – реклама и презентация тура
В) формирование тура – экспериментальное внедрение – реклама и
презентации тура – продажа тура
Г) формирование тура – реклама и презентации тура – продажа тура
36
2.
Комплексный тур, включающий трансфер, ночлег и услуги
жестко увязанный по программе обслуживания – это…
А) таймшер
Б) круиз
В) эксклюзивный тур
Г) инклюзивный тур
3.
Для организации круизного отдыха используется:
А) флотель
Б) флайтель
В) ротель
Г) ботель
4.
С помощью какого сервиса можно создать интерактивный
опрос о туристическом маршруте?
А) Quizizz
Б) Plickers
В) Kahoot
Г) все варианты верные
5.
Выберите правильный ответ: сервисное обслуживание
страховых компаний – это…
А) оплата страховых случаев в стране временного пребывания самими
туристами
Б) осуществление туроператором процедуры удовлетворения запроса
по заявке, полученной от турагента
В) специальное разрешение дипломатического представительства
иностранного государства на въезд-выезд, проживание или транзитный
проезд через его территорию
Г) оказание туристам комплекса страховых услуг с помощью
зарубежных сервисных медицинских компаний ассистанс
6.
Общие требования к сельским гостевым домам приведены
ниже. Какое требование не обязательно к выполнению (ГОСТ Р 566412015)?
А) требование к территории
Б) туристская информация гостевого дома
В) оснащение и оборудование гостевых домов
Г) ограничение по площади гостевых домов
37
7.
Венчурные инвестиции в туризме – это…
А) передача имущества на условиях срочности, возвратности и
платности
Б) посреднические инвестиционные операции, связанные с освоением
новых сфер предпринимательской деятельности
В) финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект
является способом обслуживания долговых обязательств
Г) передача денежных средств на условиях срочности, возвратности и
платности
8.
Выберите менее актуальные цифровые технологии для
реализации проектов в туристской индустрии…
А) VR-презентации
Б) искусственный интеллект
В) офисные приложения
Г) суперприложения
9.
Прием реконструкции в экскурсионном показе заключается в
следующем…
А) экскурсовод воспроизводит (восстанавливает) события путем
яркого, образного рассказа
Б) прием привязки известного события к определенному месту, которое
экскурсант видят впервые
В) экскурсовод сопоставляет различные признаки одного и того же
объекта или группы объектов между собой
Г) экскурсовод цитирует известный материал
10. Этапу отбора и изучения экскурсионных объектов
предшествуют…
А) разработка маршрута экскурсии
Б) объезд (обход) маршрута
В) ознакомление с экспозициями и фондами музеев
Г) составление уточнённой схемы пути следования экскурсионной
группы
Ключ к тесту: 1.Г, 2.Г, 3.А, 4.Г, 5.Г, 6.Г, 7.Б, 8.В, 9.А, 10.В
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-4 балла;
средний уровень – 5-8 баллов;
высокий уровень – 9-10 баллов.
38
Итоговая аттестация
Тест
Инструкция. Обучающимся необходимо прочитать вопросы теста,
выбрать верные ответы. Правильные ответы отмечены +.
1.
Электронная коммерция не позволяет осуществлять
следующие туристские услуги…
А) заказ и бронирование гостиниц (отелей) на интернет-сайтах
Б) заказ турпакета online
В) оформление визы и страховки online
Г) беседу с клиентами +
2.
Что из нижеперечисленного является одной из основных
характеристик услуги?
А) изменчивость качества +
Б) наличие до подачи
В) иметь возможность перемещаться из одного места в другое г) перед
покупкой можно сравнить разными способами
Г) может храниться после покупки
3.
Качество экскурсионных услуг определяется следующими
переменными…
А) средствами труда
Б) маршрутом экскурсии +
В) нормой прибыли
Г) плановыми показателями
4.
Наличие каких трасс является
горнолыжного туризма?
А) туристских и спортивных
Б) учебных, туристских и спортивных
В) учебных и спортивных+
Г) учебных и туристских
обязательным
для
5.
Укажите схему реализации туристского продукта, которая
чаще всего встречается на туристском рынке России…
А) туроператор+турагент – турист
Б) туроператор-турагент – турист +
В) турагент – турист
Г) транспортная компания – туроператор – турагент – турист
39
6.
Какой класс обслуживания предполагает максимальный
уровень комфорта на борту авиасудна?
А) первый +
Б) бизнес
В) экономический
Г) туристский
7.
Туристские
программы
(Мастер-Тур,
предназначены для…
А) создания сайта турфирмы
Б) автоматизации деятельности турфирмы +
В) поиска клиентов
Г) интернет-маркетинга в интернете
Само-Тур…)
8.
К специализированным туроператорам относятся…
А) операторы, которые работают только на определенном сегменте
туристского рынка +
Б) операторы, которые продают большое количество туров и
используют чартерные авиарейсы
В) операторы, которые продают турпакеты внутри страны проживании
туроператоры
Г) операторы, которые формируют пакеты и продают их в разные
страны
9.
К основным (потребительским) свойствам туристского
продукта относятся…
А) эффективность, актуальность, рентабельность, гостеприимство,
надежность, гибкость, полезность, целостность
Б) эффективность, обоснованность, гостеприимство, надежность,
гибкость, ясность, полезность, целостность
В) достоверность, обоснованность, гостеприимство, надежность,
выгодность, ясность, полезность, целостность +
Г) эффективность, обоснованность, наглядность, доступность,
гибкость, ясность, полезность, целостность
10. Интенсив-тур представляет собой…
А) поощрительную поездку за счет фирмы для своих сотрудников +
Б) путешествие с целью лечения
В) путешествие с целью посещения ряда стран за одну неделю
Г) путешествие с целью шопинга
11. Оценка рекреационных ресурсов, использующих воздействие
природных компонентов на организм человека, их комфортность,
представляет собой…
40
А) технологическую оценку
Б) психологическую оценку
В) физиологическую оценку +
Г) эстетическую оценку
12. Туристический ваучер – это…
А) документ, подтверждающий факт оплаты услуг
Б)
документ,
оформляющий
взаимоотношения
туриста
с
обслуживающей его фирмой
В) обязательный документ, где представлена полная и достоверная
информация о предстоящем путешествии +
Г) документ, на основании которого выдается виза
Система оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания:
низкий уровень знаний – 0-6 баллов;
средний уровень – 7-9 баллов;
высокий уровень – 10-12 баллов.
41