6 однкнр

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы:
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система
учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: ВентанаГраф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы
духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.
в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в
силу с 26.07.2019);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3,
утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
24.11.2015 № 81).
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки
России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от
29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».

- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ с.Весѐлый Яр»
- учебным планом МКОУ «СОШ с.Весѐлый Яр» на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается
реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений
о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два
года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность,
способность
к
равноправному
объединению,
сотрудничеству,
взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у
учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности
(добро, справедливость, милосердие, честность и др.)
являются
продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры
каждого народа и различных религиозных культур, что духовность
человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной
сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу
изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация
авторской идеи, что основной формой организации обучения является

совместная,
коллективная
деятельность
школьников
разных
вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а
так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое
значение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов
России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые
объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение
изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет
наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая
религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У
них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном
уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет
решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми
ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты,
исторические
документы,
они
достаточно
хорошо
владеют
информационными умениями и способны работать с информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и
пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник.
Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений,
рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией,
представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных
примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических
культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»,
«По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном
ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и
рисунки, схемы);
– последовательное
введение
новых
терминов
и
понятий,
культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на
формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к
изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный
предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение
направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом
внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и
значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире
культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах
истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа»,
«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
(раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебновоспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы»,
«Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения
является учебник, который построен в полном соответствии с программой
обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что
обогащает содержание и методы проведения уроков.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное
назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать
гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу,
национальности, российской общности; воспитывать уважение к
представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из
этого, главной особенностью этого курса является представление
культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного,
этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как
религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о
формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в
становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании
у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная
культура человека связывается не только с принадлежностью к
определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного
человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей,
сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной
области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов
России» в 6 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной
разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что
человеческое общество и конкретный индивид может благополучно
существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что
общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к
поколению
через
этнические,
культурные,
семейные
традиции,
общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного
человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков,
она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе,
фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью к определѐнному этносу, не его религиозными
убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим еѐ, к их
культуре и традициям.

Принципы организации обучения
1.
Культурологический принцип определяет возможность широкого
ознакомления с различными сторонами культуры народов РФ: фольклором,
декоративно-прикладным искусством, архитектурой; особенностями быта,
праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает
знакомство с культурой, рожденной религией. Все это обеспечивает
благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и
успешное воспитание важнейших нравственных качеств гражданина
многонационального и многоконфессионного государства — толерантность,
эмпатию, гуманизм, справедливость.
2.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом
возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к
окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., стремление
к самоанализу и самостоятельности суждений. Это позволяет познакомить
подростка с достаточно сложными, часто философскими, вопросами
социальной жизни. При этом необходимо учитывать психологические
особенности, малый жизненный опыт младших подростков, их статус в
обществе. Дети этого возраста при тяге к философским жизненным
проблемам не всегда правильно их воспринимают и оценивают. Реализация
принципа природосообразности требует бережного отношения к объему
знаний, который могут усвоить учащиеся 6 класса. Очень важно при этом
учитывать еще одну психологическую особенность детей подросткового
возраста — тягу к эмоциональным впечатлениям, актуальность образного
мышления и чувственного восприятия.
Для реализации принципа природосообразности используется краеведческий
материал как доступный для чувственного восприятия. Обучение проходит в
естественной среде, частью которого является труд, быт, традиции,
праздники, этические нормы и др. Важность привлечения краеведческого
материала обусловлена тем, что, изучая родной край, подростки начинают
осознавать значение малой родины в делах и судьбе страны, в развитии
общероссийской культуры.
3.
Принцип диалогичности. Поскольку российская культура есть
диалог различных культур, то и знакомство с ними предполагает разговор о
ценностях, представленных как в традиционной народной, так и в
религиозной культуре. Поскольку ведущей деятельностью подростка
является коммуникативная, необходимо создавать условия для ее развития, и
учебный диалог — оптимальное средство. Диалогичность реализуется в
процессе обучения и другими способами: работа с текстами учебников,

обсуждение проблемных ситуаций, совместная деятельность в парах и
группах.
4.
Принцип поступательности обеспечивает последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание,
которое предъявляется обучающимся, постепенно углубляется и
расширяется.
Школьники
начинают
решать
более
серьезные
интеллектуальные задачи и обсуждать социально значимые проблемы.
Учитель должен обеспечить преемственные связи с предметом «Основы
религиозных культур и светской этики», который изучался в начальной
школе. Особенно важно знать, по какому модулю работали младшие
школьники, и компенсировать недостаточное изучение содержания других
модулей. Это объясняется общей целью изучения обсуждаемых предметов:
учащиеся должны знакомиться не с одной выбранной в соответствии с
модулем религией или светской этикой, а понимать общие особенности
каждой традиционной религии России и основные идеи светской этики.
Психологические предпосылки усвоения содержания курса
Подростковый возраст — этап бурного процесса социализации. Дети
вступают в отрочество: заканчивается детство, но многие чувства и
переживания напоминают реакции младшего школьника на происходящие
события. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, впитывает
нормы поведения, общение со взрослыми становится более желанным и
востребованным, чем общение со сверстниками. В этом возрасте дети уже
ориентируются в истории нашего государства, понимают, что такое
культура. У них развиваются предпосылки исторического мышления,
логическое мышление и воображение находится уже на таком уровне,
который позволяет подростку решать достаточно сложные учебные и
жизненные задачи.
Под влиянием происходящих в организме физиологических изменений
нервная система подростка не всегда адекватно реагирует на изменившиеся
ситуации, отсюда быстрая и неожиданная смена настроения. Поэтому так
важны для детей этого возраста «взрослые» коллективные разговоры о
различных жизненных проблемах. Учебный диалог позволяет решить эту
задачу.
Главной формой организации в 6 классе остается урок с традиционной
структурой. Вместе с тем, возрастает доля мини-лекций, дискуссий, учебных
диалогов. Важнейшим структурным элементом урока становится работа с
рубриками «Послушаем друг друга», «Обсудим вместе». Большое внимание
уделяется парной и групповой форме организации обучения.

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Образовательная программа предусматривает:


количество учебных недель – 34 (основание: Устав ОУ);



количество учебных дней в неделю – 5;



количество часов по предмету – 1 час в неделю



Всего часов за год – 34 часа.
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов
России (1 ч)
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской
культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и
религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы,
живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской
культуры.
Религия и культура (19 ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной
и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных,
художественных культовых ценностей культуры.
Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства
на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции
православной религии в воспитании детей. Художественные ценности
христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры.
Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Православные праздники.

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв. —
золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть —
архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль
мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в
воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама.
Исламский календарь. Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора —
Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы,
легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз
мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в
иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение
буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские
школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности
буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский
календарь. Буддийские праздники.
Как сохранить духовные ценности (5 ч)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории
религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Твой духовный мир (8 ч)
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы,
склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность.
Влияние образования на повышение уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях
общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру,
проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться
с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Заключительный урок (1 ч)

РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Темы

Колво
часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Введение (1 час)

Что вы уже знаете о
духовнонравственной
культуре народов
России?

1

Работа в группах по теме «Что такое духовно-нравственная культура». Обсуждение
сообщений и презентаций о литературном и декоративно-прикладном искусстве народов
России. Работа в парах. Объяснение значений пословиц и поговорок о нравственности.

Религия и культура (19 часов)
Роль религии в
развитии культуры.
Вклад религии в
развитие культуры
общества и
примеры культовых
ценностей
культуры.

1

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему «О каких религиозных
праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети,
синагоге и буддийском храме?». Восприятие и анализ информации, представленной в
рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки»

Представления о
сотворении мира в
разных религиях.

1

Культурное
наследие
христианской Руси.
Влияние принятия
христианства на
развитие общества
и становление
культуры народа.

1

Христианская вера
и образование в
Древней Руси.
Великие князья
Древней Руси и их
влияние на развитие
образования.

1

Роль монастырей в
развитии
образования.
Традиции
православной
религии в
воспитании детей.

1

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла
христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда
на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ
информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли
текста о Ярославе Мудром

Художественные
ценности
христианства.
Православный храм
как культовое
произведение
архитектуры.

1

Икона художественное
произведение.
Духовная музыка.
Богослужебное
пение.
Колокольный звон.

1

Особенности
православного
календаря.
Православные
праздники.

1

Культура ислама.
Возникновение
ислама. Ислам в
России 7-12 вв.золотое время
исламской
культуры. Успехи
науки и

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог:
«Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе
учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации,
представленной в видеофильме

образования.
Мечетьархитектурный
шедевр, ценность
исламской и
мировой культуры.
Роль мечети в
развитии культуры
и образования
мусульман.

1

Традиции ислама в
воспитании детей.

1

Вклад
мусульманской
литературы в
сокровищницу
мировой культуры.
Декоративноприкладное
искусство народов,
исповедующих
ислам.

1

Орнамент,
каллиграфия в
искусстве ислама.

1

Исламский
календарь.
Мусульманские
праздники.
Иудаизм и
культура.
Возникновение
иудаизма. Иудаизм
в России. ТораПятикнижие
Моисея.
Иудейская история
в произведениях
живописи. Мифы,
легенды о
сотворении мира.
Синагога- дом
окнами на Восток,
прообраз
мироздания,
молельный дом
евреев. Еврейский
календарь.
Праздники в
иудаизме.

1

1

1

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всѐ начиналось». Практическая работа:
нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма.
Беседа — повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет
священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на
свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины.
Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия
«Иудейская история в произведениях живописи»

Культурные
традиции буддизма.
Возникновение
буддизма.
Распространение
буддизма в России.

1

Буддийские
монастыри- очаги
культуры,
буддийские школы
для детей. Жизнь
буддийских
монахов.

1

Разнообразие и
особенности
буддийских
культовых
сооружений.
Искусство Танка.
Буддийский
календарь.
Буддийские
праздники.

1

Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм (на основе имеющихся
знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России»,
составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных
с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах
учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и
обсуждение видеофильма «Искусство танка»

Как сохранить духовные ценности (5часов)
Забота государства
о сохранении

1

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о

духовных
ценностей.
Конституционные
права граждан на
свободу
исповедания.

сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.
Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение
главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме

Трудные периоды в
истории религий.
Расцвет
традиционных
религий России.

1

Хранить память
предков. Уважение
к труду, обычаям,
вере предков.

1

Примеры
благотворительност
и из российской
истории.

1

Известные
меценаты России.

1

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. С. Лихачѐва «Память». Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа.
Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность:
послушаем друг друга, выскажем своѐ мнение: можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Е. Репин.
Портрет С. И. Мамонтова). Учебный диалог («Обсудим вместе»): оценим жизненные
истории

Твой духовный мир (8 часов)
Что составляет твой
духовный мир.
Взгляды человека
на мир.

1

Интересы,
склонности,
убеждения
человека.

1

Культура человека
и его
образованность.

1

Влияние
образования на
повышение уровня
культуры.

1

Расширение
представлений об
истории, научных
открытиях,
событиях
общественной
жизни.

1

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он
нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим
вместе, заполним устно таблицу, дополним еѐ. Совместная деятельность в группах: анализ
информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине П. А. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра
«Разговор с младшим братишкой (сестрѐнкой) об этикете»

Эмоциональное
отношение к
окружающему
миру, проявление
чувств.

1

Развитие в себе
чувства
прекрасного,
желание общаться с
природой,
произведениями
искусства.

1

Культура поведения
человека. Этикет в
разных жизненных
ситуациях.
Нравственные
качества человека.

1

Заключение(1 час)
Заключительный
урок

1

Систематизация и обобщение знаний по предмету. Выполнение тестового задания.

РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№
п.п.
уро
ка

Раздел учебной
программы
Тема урока

Колво
часов

Основные виды
учебной деятельности

Требования к результату
(предметные,
метапредметные,
личностные УУД)

Дата
проведения
урока
по
плану

Виды
контроля

факти
ческая

Введение (1 час).
1.

Что вы уже знаете о
духовнонравственной
культуре народов
России?

1

Работа в группах по
теме «Что такое
духовно-нравственная
культура». Обсуждение
сообщений и
презентаций о
литературном и
декоративноприкладном искусстве
народов России. Работа
в парах. Объяснение
значений пословиц и
поговорок о
нравственности.

Определять и
7.09
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.

Оживление

Определять и

Входной

Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
Религия и культура (19 часов).

2.

Роль религии в

1

14.09

Текущий

развитии культуры.
Вклад религии в
развитие культуры
общества и примеры
культовых ценностей
культуры.

3.

Представления о
сотворении мира в
разных религиях.

1

4.

Культурное наследие
христианской Руси.
Влияние принятия
христианства на
развитие общества и

1

имеющегося опыта и
знаний: высказывания
на тему: «О каких
религиозных
праздниках мы уже
знаем? Что мы можем
рассказать о
православном храме,
мечети, синагоге и
пагоде? Восприятие и
анализ информации,
представленной в
рассказе учителя.
Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».

формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.

Обсуждение вопросов
«Что мы знаем о
христианской вере?
Когда Древняя Русь
приняла
христианство?» (по
имеющемуся опыту).
Чтение и обсуждение
текста учебника
«Откуда на Русь
пришло
христианство?».

Встраивать этические
21.09
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.

Текущий

Выступать перед знакомой 28.09
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд

Текущий

Сопоставлять своѐ мнение
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях
Находить нужную
информацию в печатных и
электронных источниках.

становление
культуры народа.

Учебный диалог
(«Обсудим вместе»):
анализ информации,
представленной в
текстах учебника
Чтение и выделение
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.

(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).

5.

Христианская вера и
образование в
Древней Руси.
Великие князья
Древней Руси и их
влияние на развитие
образования.

1

Оформлять свои мысли в 5.10
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты
с элементами рассуждения.

Текущий

6.

Роль монастырей в
развитии
образования.
Традиции
православной
религии в
воспитании детей.

1

12.10

Текущий

7.

Художественные
ценности
христианства.
Православный храм
как культовое
произведение
архитектуры.

1

19.10

Текущий

8.

Иконахудожественное
произведение.
Духовная музыка.
Богослужебное
пение. Колокольный
звон.

1

26.10

Текущий

9.

Особенности
православного
календаря.
Православные
праздники.

1

9.11

Текущий

10.

Культура ислама.
Возникновение
ислама. Ислам в
России 7-12 вв.золотое время
исламской культуры.
Успехи науки и
образования.

1

11.

Мечетьархитектурный
шедевр, ценность
исламской и мировой
культуры. Роль
мечети в развитии
культуры и

1

Чтение и обсуждение
текста учебника
«Возникновение
ислама».
Учебный диалог
«Золотой век
исламской культуры».

Определять и
16.11
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.

Текущий

Сопоставлять своѐ мнение 23.11
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях

Текущий

образования
мусульман.
12.

Традиции ислама в
воспитании детей.

1

13.

Вклад
мусульманской
литературы в
сокровищницу
мировой культуры.
Декоративноприкладное
искусство народов,
исповедующих
ислам.

14.

Орнамент,
каллиграфия в
искусстве ислама.
Исламский
календарь.
Мусульманские
праздники.

Анализ информации,
представленной в
рассказе учителя о
великом персидском и
таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и
обсуждение текста
учебника о мечети.

Выделять нравственные
мотивы в действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и других
людей.

30.11

Текущий

1

7.12

Текущий

1

14.12

Текущий

15.

Иудаизм и культура.
Возникновение
иудаизма. Иудаизм в
России. ТораПятикнижие Моисея.

1

16.

Иудейская история в
произведениях
живописи. Мифы,
легенды о
сотворении мира.

1

Чтение и обсуждение
текста учебника «Как
всѐ начиналось».
Практическая работа:
нахождение на карте
Палестины и других
мест, связанных с
ранней историей
иудаизма. Беседаповторение
пройденного по
вопросам: «Что такое
Ветхий Завет? Частью
какой книги он
является? Какие
религии признают
Ветхий Завет
священной книгой?».
Анализ информации,
представленной в
материале рубрики
«Жил на свете человек»
и «Картинная галерея»,
составление
повествования по
сюжету картины. Играэкскурсия «Иудейская
история в

Определять и
21.12
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.

Текущий

Открывать для себя
значение этических
понятий, объяснять их
смысл своими словами.

Текущий

17.

Синагога- дом
окнами на Восток,
прообраз
мироздания,
молельный дом
евреев. Еврейский
календарь.
Праздники в
иудаизме.

1

18.

Культурные
традиции буддизма.
Возникновение
буддизма.
Распространение
буддизма в России.

1

19.

Буддийские
монастыри – очаги
культуры,

1

произведениях
живописи» (учебник)
Беседа по тексту и
иллюстрациям
учебника «Дом окнами
на Восток». Анализ
информации,
представленной в
материале рубрики
«Жил на свете человек»
и «Картинная галерея»,
составление
повествования по
сюжету картины.
Обсуждение проблемы:
какие народы РФ
исповедуют буддизм
(на основе имеющихся
знаний). Анализ
информации,
представленной в
рассказе учителя
«Буддизм в России»,
составление плана
пересказа.
Анализ и оценка
информации,
представленной в

Находить нужную
28.12
информацию в печатных и
электронных источниках.

Текущий

Встраивать этические
11.01
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.

Текущий

Оформлять свои мысли в
18.01
устной и письменной речи:
составлять монологические

Текущий

буддийские школы
для детей. Жизнь
буддийских монахов.

20.

Разнообразие и
особенности
буддийских
культовых
сооружений.
Искусство Танка.
Буддийский
календарь.
Буддийские
праздники.

1

текстах учебника.
Составление плана
пересказа текста
«Буддийский
монастырь»
Практическая работа
с картой: нахождение
мест, связанных с
ранней историей
буддизма. Анализ и
оценка информации,
представленной в
текстах учебника.

высказывания и небольшие
повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
Выступать перед знакомой 25.01
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).

Текущий

Как сохранить духовные ценности (5 часов).
21.

Забота государства о
сохранении
духовных ценностей.
Конституционные
права граждан на
свободу исповедания.

1

Оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Забота государства о
сохранении духовных
ценностей».

Сопоставлять своѐ мнение 1.02
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения,
оценивать их с точки
зрения норм морали и
логики

Текущий

22.

Трудные периоды в
истории религий.

1

Чтение и обсуждение
главной мысли текстов

Анализировать текст,
выделять в нѐм главное и

Текущий

8.02

Расцвет
традиционных
религий России.

23.

Хранить память
предков. Уважение к
труду, обычаям, вере
предков.

1

учебника. Составление
плана пересказа текста
«Храм Христа
Спасителя»; чтение и
выделение главной
мысли текста
«Охраняется
государством».

формулировать своими
словами.

Учебный диалог:
обсуждение статьи Д.
Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в
рассказе-объяснении
учителя. Выделение
главной мысли рассказа.

Осознание целостности
окружающего мира,
расширение знаний о
российской
многонациональной
культуре, особенностях
традиционных религий
России;

Участвовать в дискуссии,
выслушивать
одноклассников, выделяя в
их речи мнения и
аргументы; задавать
вопросы; излагать своѐ
мнение, используя
аргументы.

Использование
полученных знаний в
продуктивной и
преобразующей
деятельности; способность
к работе с информацией,

15.02

Текущий

представленной разными
средствами.
24.

Примеры
благотворительности
из российской
истории.

1

Чтение и анализ текста
учебника «Творить
благо».
Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
выскажем свое мнение:
можем ли мы принять
участие в
благотворительности?

22.02
Осознание своей
принадлежности к народу,
национальности, стране,
государству; чувство
привязанности и любви к
малой родине, гордости и
за своѐ Отечество,
российский народ и
историю России (элементы
гражданской
идентичности. Понимание
роли человека в обществе,
принятие норм
нравственного поведения.

Текущий

25.

Известные меценаты
России.

1

Составление портрета
героя художественного
полотна (И. Репин.
Портрет С.И.
Мамонтова).

Высказывать
предположения о
последствиях
неправильного
(безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои поступки,
соотнося их с правилами

Текущий

29.02

нравственности и этики;
намечать способы
саморазвития.
Твой духовный мир (8 часов).
26.

Что составляет твой
духовный мир.
Взгляды человека на
мир.

1

Анализ информации,
представленной в
объяснении учителя
«Что такое этикет и
зачем он нужен?».

7.03
Расширение кругозора и
культурного опыта
школьника, формирование
умения воспринимать мир
не только рационально, но
и образно.

Текущий

27.

Интересы,
склонности,
убеждения человека.

1

Практическая работа
«Учимся быть
образованными».
Учебный диалог:
обсудим вместе,
заполним устно
таблицу, дополним ее.

Проявление гуманного
14.03
отношения, толерантности
к людям, правильного
взаимодействия в
совместной деятельности,
независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания
участников диалога или
деятельности; стремление
к развитию
интеллектуальных,
нравственных,

Текущий

эстетических
потребностей.
28.

Культура человека и
его образованность.

1

Участвовать в диалоге:
21.03
высказывать свои
суждения, анализировать
высказывания участников
беседы, добавлять,
приводить доказательства.

Текущий

29.

Влияние образования
на повышение уровня
культуры.

1

Участвовать в диалоге:
4.04
высказывать свои
суждения, анализировать
высказывания участников
беседы, добавлять,
приводить доказательства.

Текущий

30.

Расширение
представлений об
истории, научных
открытиях, событиях
общественной жизни.

1

Проявление гуманного
11.04
отношения, толерантности
к людям, правильного
взаимодействия в
совместной деятельности,
независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания
участников диалога или

Текущий

деятельности; стремление
к развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
потребностей.
31.

Эмоциональное
отношение к
окружающему миру,
проявление чувств.

1

Проявление гуманного
18.04
отношения, толерантности
к людям, правильного
взаимодействия в
совместной деятельности,
независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания
участников диалога или
деятельности; стремление
к развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
потребностей.

Текущий

32.

Развитие в себе
чувства прекрасного,
желание общаться с

1

Участвовать в диалоге:
высказывать свои
суждения, анализировать

Текущий

25.04

природой,
произведениями
искусства.

высказывания участников
беседы, добавлять,
приводить доказательства.

33.

Культура поведения
человека. Этикет в
разных жизненных
ситуациях.
Нравственные
качества человека.

1

Совместная
Создавать по
16.05
деятельность в
изображениям
группах: анализ
(художественным
информации,
полотнам, иконам,
представленной в
дидактических текстах иллюстрациям) словесный
портрет героя. Оценивать
К.Д. Ушинского.
поступки реальных лиц,
Составление
описательного рассказа героев произведений,
по картине П. Федотова высказывания
«Свежий кавалер».
известных личностей.
Сюжетная игра
«Разговор с младшим
братишкой
(сестренкой) об
этикете».
Заключительный урок (1 час).

Текущий

34.

Заключительный
урок

1

Выполнение тестового
задания

Итоговый

Систематизация и
обобщение знаний по
предмету.

24.05

РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа :комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015;
Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовнонравственной культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. –
Российский учебник, 2019

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 6
класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. :
Вентана-Граф, 2018.
Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры
народов России : 6 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. –
М. : Вентана-Граф, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы -

http://katalog.iot.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
4. Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
5. Сайт

«Основы

религиозных

http://orkce.apkpro.ru

культур

и

светской

этики»

-

6. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
9. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной

Церкви - www.patriarchia.ru
10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных

образовательных

ресурсов

для

общего

образования

-

http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный

портал

«Информационно-коммуникационные

технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru

Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран, проектор.
4.

Аудиторная

доска

с

магнитной

поверхностью

приспособлений для крепления иллюстраций.

и

набором

РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты реализации программы по предмету:
В соответствии с федеральным государственным стандартом
основного общего образования содержание данного предмета должно
определять достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности
субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
•
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Вторая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных
учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,

рефлексивные, информационные), которые
средствами данного предмета. Среди них:
• владение
использование
особенностей
собеседника и
точку зрения,
жанров);

успешно

формируются

коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
речевых средств для решения задач общения с учетом
собеседников и ситуации общения (готовность слушать
вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
оценивать события, изложенные в текстах разных видов и

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого
характера;

и

поискового

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде
всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
–
сравнивать
нравственные
ценности
разных
народов,
представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в
России;
– кратко
характеризовать
нравственные
ценности
(патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

человека

Рефлексивные:
– оценивать различные
«безнравственно»;

ситуации

с

позиций

«нравственно»,

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную,
групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в
том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить
примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль
прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и
религиозных текстов. Проводить аналогии между героями,
сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,
анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам,
иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений,
высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в
соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников,
для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
•
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами
нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».