Родная русская литература 6-7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Администрация Ольгинского муниципального округа
МКОУ "СОШ с.Весёлый Яр"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная русская литература». Базовый уровень
для обучающихся 6 – 7 класса

с. Весёлый Яр 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для обучающихся 5-9 классов на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона
от 3 августа 2018 г. № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14,
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021
г..№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом
России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Родная литература», входящему в образовательную область
«Родной язык и родная литература», а также Примерной программы
воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2
июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет
рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература»
учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом
«Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности,
отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в
предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее
ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский
национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные
основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на
удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как
особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного
предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский
язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача —
расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут
быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе
выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических
блока):
— Русский характер;
— Русская судьба;
— Русская земля
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный
компонент содержания курса родной русской литературы, разработка
которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе
народов России и мира в целях выявления национально-специфического и
общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например,
поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в
литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе
народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9
классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы
для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материале показать,
как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном
пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней
(например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения,
включающие
в
сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других
видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет
прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием
и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской
литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в
культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за
сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога культур
всех народов Российской Федерации;

— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о
развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других
народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в
родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
— формирование
потребности в систематическом
чтении
произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из
различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«РОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

В 5-9 классах на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю,
суммарно изучение предмета в 5-9 классах по программе основного общего
образования рассчитано на 17 часов в каждом классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 класс

1. Введение (1 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
2. Устное народное творчество (1 ч)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных
произведениях национального характера, народных нравственных ценностей,
прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
3. Литературная сказка (1 ч).
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в
сказке.

4. Из литературы ХIХ века (4 ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких
испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое
нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести
героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. Стихотворения
«Русь»; «Сибирь!..
Напишешь
это
слово…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из
поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в строках лирических
стихов.
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность,
требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим,
уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
5. Из литературы ХХ века (10 ч)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина
человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их
взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора.
Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к
близким.
Софья Радзиевская. Повесть «Болотные робинзоны». Главы «Где искать
спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или
другие по выбору). Драматическая история жителей полесской деревушки,
война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его
лучшие душевные качества.
Кир Булычёв. Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой
ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»).
Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем
детской жестокости в современном мире. Умение прощать обиды
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана

Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5-9
классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной
организации, реализующей программы основного общего образования, в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература (русская)»на уровне основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной
коммуникации и самовыражения;

культуры

как

средства

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования
эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;

культуры

здоровья

и

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

в

условиях

— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;

— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
—
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых
знаний
об
изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся

обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное
в
произошедшей
ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3)Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
—
выявлять
и
анализировать
причины
эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; — регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
Раздел

Тема

Введение
Устное
народное
творчество
Литературные
сказки

Книга как духовное завещание одного поколения другому
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству.

Из русской
литературы
XIX века
Из русской
литературы
XX века

Кол-во
часов
1
1

Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении.

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка.
Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…»
и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...».
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении.
Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба.
А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество
героев, глубокая вера в человека.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). Война и дети.
Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические
рассказы для детей. Тема мира и гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в современном мире.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Умение прощать обиды

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Блок

Преданья старины глубокой

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические и лирические):

10

Коли
честв
о
часов

2

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской

Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»

Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из повести)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»
Праздники русского мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Не до ордена – была бы
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Родина
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин.«Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Загадки русской души
Родные просторы

1

1

2

2

3

3

О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана

Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

2

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

ДАТА

Введение 1 час

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

2

Устное народное творчество (1 час)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству.

8.01.2024

Российская
электронная
школа
resh.edu.ru

15.01.2024

Российская
электронная
школа
resh.edu.ru

22.01.2024

Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская

3

Литературные сказки (1 час)
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении.

4

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя.

29.01.2024

5

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка.

5.02.2024

6

Поэтический

Из русской литературы XIX века (4 часа)

образ

Родины

в

стихотворениях

И. С. Никитина

«Русь»; «Сибирь!..

Напишешь

это

ЭОР

слово…» 12.02.2024

и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...».
7

Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении.

19.02.2024

8

Из русской литературы XX века (10 часов)
Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»

26.02.2024

9

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

4.03.2024

10 Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба.

11.03.2024

11 А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе.

18.03.2024

12 Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество
героев, глубокая вера в человека.

01.04.2024

13 Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). Война и дети.

08.04.2024

14 Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические
рассказы для детей. Тема мира и гармонии.

15.04.2024

15 В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги.

22.04.2024

16 В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в современном мире.

29.04.2024

17 В.К.Железников. Повесть «Чучело». Умение прощать обиды

13.05.2024

электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
resh.edu.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни (исторические и лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск») А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Родные просторы
Русское поле: И. С. Никитин. «Поле» И. А. Гофф. «Русское поле» Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из повести)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»

ДАТА

ЭОР

10.01.2024

resh.edu.ru

17.01.2024

resh.edu.ru

24.01.2024

resh.edu.ru

31.01.2024

resh.edu.ru

7.02.2024

resh.edu.ru

14.02.2024

resh.edu.ru

7

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину) А. П. Чехов. «Казак»
Тепло родного дома
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент) Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)

21.02.2024

resh.edu.ru

8

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»

28.02.2024

resh.edu.ru

9
10

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»

6.03.2024
13.03.2024

resh.edu.ru

1
2

3
4

5
6

resh.edu.ru

11 Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война» М. М. Пришвин.«Голубая стрекоза»
12
13
14
15
16
17

Загадки русской души
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине» Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки» В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

20.03.2024

resh.edu.ru

10.04.2024
17.04.2024
24.04.2024

resh.edu.ru

08.05.2024
15.05.2024

resh.edu.ru

22.05.2024

resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru

resh.edu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, М.А. Аристова,Н.В. Беляева И.Н. Добротина, и др.]. –
М.: Просвещение
Родная русская литература. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, М.А. Аристова,Н.В. Беляева И.Н. Добротина, и др.]. –
М.: Просвещение

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная русская литература» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа resh.edu.ru
Дистанционное образование школьников Учи ру, ЯКласс

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».