ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
• применение
правил
совместной
деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
•
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
• готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
•
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
• выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
•
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Дата изучения
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина Российская
Федерация
1.2
Семья - коллектив
близких. Родных
людей.
2
1.3
Страны и народы
мира.
4
Итого по разделу
14
Библиотека ЦОК
5
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
7
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
12
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
14
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения
природы.
Разнообразие
веществ в
окружающем мире.
11
2.2
Бактерии, грибы и
их разнообразие
2
2.3
Разнообразие
растений
7
2.4
Разнообразие
животных
7
19
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
21
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
26
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
28.09.2023
2.5
Природные
сообщества
3
2.6
Человек - часть
природы
5
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
3
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
5
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
10
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ
жизни
3.2
Правила
безопасного
поведения
пассажира.
Безопасность в сети
Интернет
Библиотека ЦОК
2
12
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
17
Библиотека ЦОК
5
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
19
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
24
0
2
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
3 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
1
Безопасная
информационная среда
2
Методы изучения
природы: наблюдения,
сравнения, измерения,
опыты и эксперименты.
Материки и океаны,
части света: картины
природы
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые
существа
4
Естественные
природные сообщества:
лес, луг, водоём
5
Искусственные
природные сообщества,
созданные человеком пруд, поле, парк, огород
6
Природные сообщества
родного края – два-три
примера на основе
наблюдения
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дата изучения
5.09.2023
1
7.09.2023
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
12.09.2023
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
14.09.2023
https://m.edsoo.ru/f840ff74
19.09.2023
1
21.09.2023
1
7
Культура, традиции
народов России.
Уважение к культуре,
традициям, истории
разных народов и своего
народа
1
8
Что такое общество?
1
9
Наша Родина Российская Федерация
Государственная
символика РФ.
Уважение к
государственным
символам России
10
Родной край – малая
родина. Российская
Федерация
11
Условия, необходимые
для жизни животных:
воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе
результатов наблюдений
и работы с информацией
1
12
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом в учреждениях
образования и культуры
1
26.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
Библиотека ЦОК
28.09.2023
https://m.edsoo.ru/f84123aa
3.10.2023
1
5.10.2023
1
10.10.2023
13
Твёрдые вещества,
жидкости, газы.
Определение свойств
твердых веществ,
жидкостей и газов
14
Разнообразие веществ в
природе. Примеры
веществ (соль, сахар,
вода, природный газ):
узнавание, называние,
краткая характеристика
15
Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для
жизни флоры, фауны,
человека. Охрана
воздуха
1
16
Вода как вещество.
Определение свойств
воды в ходе
практической работы
1
17
Распространение воды в
природе: водоёмы, реки.
Круговорот воды в
природе
18
Значение воды для
жизни живых
организмов и
хозяйственной
деятельности людей.
12.10.2023
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
17.10.2023
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840c392
19.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
24.10.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
26.10.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Охрана воды
19
Почва, её состав.
Значение для живой
природы
20
Разнообразие растений:
зависимость внешнего
вида от условий и места
обитания
21
Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на
основе наблюдения)
1
22
Растение как живой
организм
1
23
Как растения
размножаются?
1
24
Развитие растения от
семени до семени (по
результатам
практических работ)
25
Условия роста и
развития растения (по
результатам
наблюдений). Бережное
отношение человека к
растениям
1
26
Жизнь животных в
разные времена года.
1
Библиотека ЦОК
1
7.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840da26
9.11.2023
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840df26
14.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
16.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
21.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840e41c
23.11.2023
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
28.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
30.11.2023
Разнообразие животных
27
Особенности питания
животных. Цепи
питания
1
28
Размножение и развитие
рыб, птиц, зверей
1
29
Роль животных в
природе и жизни людей
1
30
Бережное отношение к
животным –
нравственная ценность
людей. Охрана
животного мира в
России
31
Животные родного края:
узнавание, называние,
краткая характеристика
32
Резервный урок.
Проверочная работа по
теме "Многообразие
растений и животных"
33
Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание
34
Общее представление о
строении организма
человека. Температура
тела, частота пульса как
Библиотека ЦОК
5.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
7.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
12.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ed90
14.12.2023
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
1
19.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840fde4
21.12.2023
1
1
1
Библиотека ЦОК
26.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840f240
28.12.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
показатели здоровья
человека
35
Резервный урок. Органы
чувств их роль в жизни
человека
36
Опорно-двигательная
система и её роль в
жизни человека
37
Пищеварительная
система и её роль в
жизни человека
38
Дыхательная система и
её роль в жизни
человека
39
Кровеносная и нервная
система и их роль в
жизни человека
40
Профилактика
заболеваний. Роль
закаливания для
здоровья растущего
организма
41
Роль двигательной
активности: утренней
гимнастики,
динамических пауз
1
42
Резервный урок.
Проверочная работа по
1
Библиотека ЦОК
1
11.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
1
16.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
1
18.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
1
23.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
1
25.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410654
30.01.2024
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
1.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
1
6.02.2024
теме "Человек - часть
природы. Строение тела
человека"
843
Знаки безопасности во
дворе жилого
дома.Безопасность в
доме
44
Безопасное поведение
пассажира
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности
45
Безопасное поведение
пассажира авиа и
водного транспорта
46
Соблюдение правил
перемещения внутри
двора и пересечения
дворовой проезжей
части. Знаки
безопасности во дворе
жилого дома
47
Нужны ли обществу
правила поведения?
Правила поведения в
социуме
48
Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как
8.02.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
13.02.2024
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
15.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
20.02.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
22.02.2024
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
27.02.2024
общественно значимая
ценность в культуре
народов России
2949
Горная порода как
соединение разных
минералов. Примеры
минералов
1
50
Полезные ископаемые –
богатство земных недр
1
51
Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной
деятельности региона
52
Растения, используемые
людьми в хозяйственной
деятельности
53
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом на производстве,
в сельском хозяйстве
54
Резервный урок. Семья:
традиции, праздники.
Государственный
бюджет
55
Семья – первый и
главный коллектив в
жизни человека
29.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
5.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8412896
7.03.2024
1
1
Библиотека ЦОК
12.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
14.03.2024
1
19.03.2024
1
21.03.2024
1
Повседневные заботы
семьи
256
Совместный труд.
Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи
57
Города Золотого кольца
России: Сергиев Посад,
Переславль-Залесский
58
Города Золотого кольца
России: Ростов, Углич,
Ярославль
59
Памятники природы и
культуры стран Европы
(по выбору)
60
Памятники природы и
культуры Белоруссии
(по выбору)
61
Памятники природы и
культуры Китая (по
выбору)
62
Памятники природы и
культуры стран Азии
(по выбору)
63
Уникальные памятники
культуры России:
Красная площадь,
Кремль
1
64
Уникальные памятники
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
2.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
Библиотека ЦОК
4.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
9.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
11.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84140ba
16.04.2024
1
18.04.2024
1
23.04.2024
1
25.04.2024
30.04.2024
культуры России:
исторический центр
Санкт-Петербурга
65
Уникальные памятники
культуры России: Кижи,
памятники Великого
Новгорода
66
Достопримечательности
родного края:
памятники природы и
культуры региона
67
Резервный урок.
Проверочная работа по
теме "Наша Родина Российская Федерация"
68
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 3
классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
14.05.2023
1
16.05.2023
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f841380e
21.05.2023
1
1
23.05.2023
1
1
68
4
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)