ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с
задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими документами:
− статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
− приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
− приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
− постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. № 8-334;
− письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 8-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»
− адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МКОУ СОШ С Весёлый Яр
− Устав школы.
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с
задержкой психического развития, учебного плана МКОУ СОШ С. ВесёлыйЯр,а вторскойпрограммы
«Изобразительное искусство»: Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Рабочая программа адресована обучающимся
общеобразовательного 2 класса МКОУ СОШ с Весёлый Яр.
с
задержкой
психического
развития
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ изобразительное искусство во 2 классе
изучается в образовательной области «Искусство» в объеме 1 часа в неделю. Общий объём учебного
времени составляет 34 часа, включая внутрипредметный модуль (ВПМ) «Волшебная кисточка»
(7 часов). ВПМ «Волшебная кисточка» основан на авторском пособии Неменского Б.М. «Волшебная
кисточка». Цель – сформировать эмоционально-образный, художественный тип мышления, что
является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт
введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР
полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или)
физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная направленность адаптированной рабочей программы по изобразительному
искусству заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения
коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся с задержкой психического развития и
оказания им помощи в освоении основной образовательной программы начального общего
образования.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного
предмета, так и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
– введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих
активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся,
формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его
интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
−
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
−
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
−
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
−
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
−
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
−
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
−
увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
−
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, использования соответствующих методик и технологий;
−
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
−
наглядно-действенный характер содержания образования;
−
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
−
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
−
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
−
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
−
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
−
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
−
комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь,
направленную на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
−
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
−
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
−
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать следующие
условия обучения:
1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным
возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то
есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные
задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его
индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать
помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как
для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В
урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей во 2 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их
свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы
работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение,
разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций.
Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы
предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое
рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета.
Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и
прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и
осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих
цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И.
К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного
художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский
Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с
традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения.
Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и
лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса
на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных
промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские
украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания,
закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел —
параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и
складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным
характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки
по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и
эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и
роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе.
Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И.
Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения
их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом
редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и
копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в
программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и
холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в
условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами;
осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой
композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения
соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в
пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык
штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное
нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания
выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной
краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного
цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с
белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные
оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет
мягкий,«глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на
основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового
состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые,
нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать
характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов;
освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить
в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору:
филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и
разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе,
воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на
листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными произведениями
декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе
природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по
мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская,
каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в
художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к
народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения
не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться
понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его
представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов
из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного
города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях
урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в
иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к
архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев
литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них
содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также
потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений
декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по
дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художниковпейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и
других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и
других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских
художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других
по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И.
Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору
учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или
другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также
построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш,
кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ
дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в
кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Введение
2
http://schoolcollection.edu.ru/
2
Как и чем работает художник
14
http://schoolcollection.edu.ru/
3
Реальность и фантазия
5
http://schoolcollection.edu.ru/
4
О чем говорит искусство?
7
http://schoolcollection.edu.ru/
5
Как говорит искусство?
6
http://schoolcollection.edu.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Учусь быть зрителем и художником:
рассматриваем детское творчество и
произведения декоративного искусства
1
2
Природа и художник: наблюдаем
природу и обсуждаем произведения
художников
1
3
Художник рисует красками: смешиваем
краски, рисуем эмоции и настроение
1
4
Художник рисует мелками и тушью:
рисуем с натуры простые предметы
1
5
С какими еще материалами работает
художник: рассматриваем, обсуждаем,
пробуем применять материалы для
скульптуры
1
6
Гуашь, три основных цвета: рисуем
дворец холодного ветра и дворец
золотой осени
1
7
Волшебная белая: рисуем композицию
«Сад в тумане, раннее утро»
1
8
Волшебная черная: рисуем композицию
«Буря в лесу»
1
9
Волшебные серые: рисуем цветной
туман
1
10
Пастель и восковые мелки: рисуем
осенний лес и листопад
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
06.09.2023
13.09.2023
20.09.2023
27.09.2023
04.10.2023
11.10.2023
18.10.2023
25.10.2023
08.11.2023
15.11.2023
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
11
Аппликация: создаем коврики на тему
«Осенний листопад»
1
12
Что может линия: рисуем зимний лес
1
13
Линия на экране компьютера: рисуем
луговые травы, деревья
1
14
Что может пластилин: лепим фигурку
любимого животного
1
15
Бумага, ножницы, клей: создаем макет
игровой площадки
1
16
Неожиданные материалы: создаем
изображение из фантиков, пуговиц,
ниток
1
17
Изображение, реальность, фантазия:
рисуем домашних и фантастических
животных
1
18
Украшение, реальность, фантазия:
рисуем кружево со снежинками,
паутинками, звездочками
1
19
Постройка, реальность, фантазия:
обсуждаем домики, которые построила
природа
1
20
Конструируем природные формы:
создаем композицию «Подводный мир»
1
21
Конструируем сказочный город: строим
из бумаги домик, улицу или площадь
1
22
Изображение природы в различных
состояниях: рисуем природу разной по
настроению
1
23
Изображение характера животных:
1
22.11.2023
29.11.2023
06.12.2023
13.12.2023
20.12.2023
27.12.2023
10.01.2024
17.01.2024
24.01.2024
31.01.2024
07.02.2024
14.02.2024
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
передаем характер и настроение
животных в рисунке
21.02.2024
24
Изображение характера человека:
рисуем доброго или злого человека,
героев сказок
1
25
Образ человека в скульптуре: создаем
разных по характеру образов в объеме –
легкий, стремительный и тяжелый,
неповоротливый
1
26
Человек и его украшения: создаем
кокошник для доброй и злой героинь из
сказок
1
27
О чем говорят украшения: рисуем
украшения для злой и доброй феи, злого
колдуна, доброго воина
1
28
Образ здания: рисуем дома для разных
сказочных героев
1
29
Теплые и холодные цвета: рисуем
костер или перо жар-птицы на фоне
ночного неба
1
30
Тихие и звонкие цвета, ритм линий
создаем композицию «Весенняя земля»
1
31
Характер линий: рисуем весенние ветки
– березы, дуба, сосны
1
32
Характер линий: рисуем весенние ветки
– березы, дуба, сосны
1
33
Ритм и движение пятен: вырезаем из
бумаги птичек и создаем из них
композиции
1
34
Пропорции выражают характер: создаем
1
28.02.2024
06.03.2024
13.03.2024
20.03.2024
03.04.2024
10.04.2024
17.04.2024
24.04.2024
08.05.2024
15.05.2024
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
скульптуры птиц
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
22.05.2024
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 2 класс/Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Акционерное
общество«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для учителя:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я.
Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я.
Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2015.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс: методическое пособие. Пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М.: Детская литература, 2012.
2. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – СПб., 2014.
3. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! –
СПб., 2012.
4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2016.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Компьютер.
2.. Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Краски акварельные, краски гуашевые, бумага А4, бумага цветная, фломастеры,
восковые мелки, кисти беличьи № 5, 10, 20, кисти щетина № 3, 10, 13, ёмкости для воды, стеки
(набор), пластилин, клей, ножницы.