Положение об организации общественно полезного труда обучающихся МКОУ СОШ с

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.
ВЕСЁЛЫЙ ЯР» ОЛЬГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАН
Родительским
комитетом МКОУ
«СОШ с. Весёлый
Яр» протокол № 2
от
«17» января 2025г.

СОГЛАСОВАН
педагогическим
советом Протокол № 4
От «09» января 2025г.

УТВЕРЖДЕН приказом
№ МКОУ «СОШ с.
Весёлый Яр» №03/1 от 21
января 2025г.

Положение
об организации общественно - полезного труда обучающихся
МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр»
Раздел I
Общие положения
1. Настоящее положение об организации общественно полезного
труда в МКОУ «СОШ с.Весёлый Яр» (далее – Положение) разработано в
соответствии с:
Конституцией
Российской
Федерации
(принятой
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 05.02.2025);
Федеральным законом от 30.12.2020 N 489-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О
молодежной политике в Российской Федерации»;
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об
утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в
Российской Федерации до 2025 года»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000
г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или
опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается
применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. № 7
«Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе
восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

2

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685–21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письмом Минобрнауки России от 30 марта 2017 г. № 08-621 «О
размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с
«Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в
части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках
образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей обучающихся»);
Письмом Минтруда России от 30.05.2024 № 14–6/10/В-8769 (вместе с
Методическими рекомендациями исполнительным органам субъектов
Российской Федерации и работодателям по организации трудовой
деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в
свободное от учебы время);
Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
Письмом Минпросвещения России от 18.07.2022 № АБ-1951/06 «Об
актуализации примерной рабочей программы воспитания» (вместе с
«Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных
организаций» (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 N 3/22));
сайтом Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт изучения детства, семьи и воспитания» https://xn-80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/tsentr-metodicheskogosoprovozhdeniya/trudovoe-vospitanie/.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 №
163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и
опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается
применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
2. Положение разработано в соответствии с принципами
государственной политики в сфере образования:

3

1) гуманистического характера образования, приоритета жизни и
здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,
воспитания взаимоуважения, трудолюбия;
2) гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
рационального природопользования.
3. Положение регламентирует порядок привлечения обучающихся к
общественно полезному труду, предусмотренному образовательной
программой общеобразовательной организации.
4. Общественно полезный труд обучающихся – часть учебновоспитательного
процесса,
способствующая
личностному
и
профессиональному становлению обучающихся, развитию гражданской
активности в условиях современного обучения.
5. Общественно полезный труд реализуется с учетом возрастных и
психофизических особенностей.
6. Общественно полезный труд обучающихся – составная часть
общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с
реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий
прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для
реализации права на образование, способствующих личностному и
профессиональному становлению обучающихся.
Раздел II
Основные задачи при организации общественно полезного труда и
обязанности обучающихся
1. Основные задачи при организации общественно полезного труда:
1) формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям
труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру,
формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и
производственной дисциплины;
2) формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление
умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,
общеобразовательной подготовки;
3) формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического
отношения к целям, процессу и результатам труда;
4) ознакомление обучающихся на практике с основами современного
производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление
умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,
профильной и образовательной подготовки;
5) формирование представлений об особенностях профессий своего
муниципального образования (региона), их востребованности на
современном рынке труда;
6) формирование навыков самообслуживания при наведении чистоты
и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.
2. Основные обязанности обучающихся при организации общественно
полезного труда:

4

1) обучающиеся обязаны участвовать в общественно полезном труде,
предусмотренном образовательной программой и направленном на
формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков,
чувства причастности и уважения к результатам труда (с учетом возрастных
и психофизических особенностей);
2) обучающиеся
обязаны
поддерживать
в
образовательной
организации чистоту и порядок, оказывать посильную помощь в
благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
Раздел III
Содержание и организация
трудового воспитания обучающихся
1.

Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе
труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их
деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к
умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой
деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на
уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном
участке.
Общественно-полезный труд организуется в интересах всего коллектива.
Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной
территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу
на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных
отрядах, школьных лесничествах и иное.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании
материальных ценностей, вступление в производственные отношения.
Участие в производительном труде развивает у обучающихся
профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный
профессиональный опыт при наличии необходимой материальнотехнической базы для организации производительного труда. Возможным
решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными
организациями профессионального образования и работодателями.
2.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в
школе:
1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных
трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий,
осознание важности правильного выбора профессии;
5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного
отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в
общественно полезную деятельность;
8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование
профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов
выбора профессии;

5

10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в
условиях непрерывного образования.
3.
Участие обучающихся МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр» в общественно
полезном труде, предусмотренном образовательной программой,
осуществляется с учётом возрастных и психофизических особенностей:
в урочной деятельности в соответствии с рабочими программами учебных
предметов, курсов, модулей, разрабатываемых педагогами на основе
соответствующих федеральных рабочих программ (учебные предметы Труд
(технология), Окружающий мир, Биология и др.);
во внеурочной деятельности в соответствии с рабочими программами
курсов, занятий внеурочной деятельности различной направленности;
на занятиях дополнительного образования в соответствии с
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами
в случае их реализации в общеобразовательной организации;
в рамках рабочей программы воспитания, которая предусматривает
воспитательную работу по всем направлениям деятельности педагогов в
общеобразовательной организации, в том числе в целях трудового
воспитания обучающихся.
4.
Общественно полезный труд обучающихся основан на следующих
принципах:
учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;
единство учебной и воспитательной работы; общественно
полезная направленность; творческая инициатива и
самостоятельность обучающихся.
5.
Главными направлениями общественно полезного труда являются:
1)
труд по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в
классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт
учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий и др.);
2)
экологические акции (сбор макулатуры, уборка закрепленной
территории вокруг школы, участие в субботниках и др.);
3)
патриотические акции (уход за памятниками, встречи-поздравления
ветеранов войны, участников СВО, воинов-интернационалистов и др.);
4)
социальные практики (помощь социально незащищенным слоям
населения, участие в волонтерском движении, шефская работа и др.);
5)
трудовые практики (дежурство по школе, участие в уборке
территории школы и закрепленной пришкольной территории, озеленение
внутренних помещений школы, практическое применение знаний предмета
биологии: выращивание рассады, посадка и пересадка комнатных растений,
опрыскивание,
подкормка
рыхление
почвы,
прополка,
полив,
благоустройство помещений школы (участие в мелком ремонте школьной
мебели: подкручивание болтов, гаек, стяжка металлическим уголком столов
и стульев) и др.);

6

6)
генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти
(мытье стен, подоконников, школьной мебели);
7)
летняя трудовая практика (работа на пришкольном участке,
благоустройство и озеленение пришкольной территории, оказание помощи в
подготовке школы к новому учебному году и др.);
8)
профориентационные практики (ремонт школьной мебели, ремонт
учебной и художественной литературы, учебных и наглядных пособий,
исследовательская деятельность, учебно-производственная практика и др.).
6. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его
содержания и объема, постоянного или временного характера работы,
возраста обучающихся. Общественно полезный труд представлен в
общеобразовательной организации индивидуальными, групповыми и
массовыми формами.
7. Организация общественно полезного труда в школе предусматривает
привлечение обучающихся с учетом возраста обучающихся. При
организации труда по самообслуживанию допускаются следующие
виды работ:
в 1-х – 4-х классах – дежурство в классе (полив цветов, протирание
классной доски), в столовой, дежурство по школе, поддержание
порядка на закрепленном участке территории школы - уборке лёгкого
мусора, опавших листьев на закрепленной территории, сбор ягод на
пришкольном учебно-опытном участке (при его наличии), участие в
организации классных мероприятий, участие в художественной
самодеятельности, спортивных мероприятиях;
в 5-х – 11-х классах – участие в организации школьных и классных
мероприятий,
участие
в
художественной
самодеятельности,
спортивных соревнованиях, дежурство в классе (полив цветов,
протирание классной доски, пола, наведение порядка и чистоты в
классе), дежурство по школе, в столовой, оказание помощи в
соблюдении и поддержании порядка в школьных помещениях и на
закрепленном участке территории школы, уборка мастерских,
несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и
художественной литературы, учебно-наглядных пособий, изготовление
учебных макетов и т.д., работа на учебно-опытном участке (при его
наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями,
сельскохозяйственная опытническая работа,.
8. Общественно полезный труд организуется и проводится классным
руководителем, заместителями директора по учебно-воспитательной и
воспитательной работе, завхозом, социальным педагогом, педагогомпредметником.
9. График проведения работ определяет классный руководитель в
соответствии с планом воспитательной работы общеобразовательной
организации при согласовании с заместителем директора по
воспитательной работе. Перед выполнением каждого направления
общественно полезной деятельности проводится инструктаж с

7

обучающимися, на котором обучающихся знакомят с видами
общественно полезной деятельности.
10. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду
обучающиеся по согласованию с родителями (законными
представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, к
оформительской и иной посильной деятельности.
11. От общественно-полезного труда могут быть освобождены
обучающиеся на основании медицинских справок и иных
уважительных причин (по заявлению родителей (законных
представителей)).
12. В ходе организации общественно полезного труда могут проводиться
акции, направленные на:
1) профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
2) профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма,
злоупотребления ПАВ и социально-опасных заболеваний;
3) развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и
экспериментальной деятельности;
4) проведение шефской работы по оказанию посильной помощи
социально незащищенным слоям населения (ветеранам военных
действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям).
13.
Администрация
образовательной
организации
определяет
координаторов по организации общественно полезного труда по
направлениям. Организация работы координаторов возлагается на
заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на
классного руководителя.
14. Общественно полезный труд организуется в течение учебного года
согласно графику, указанному в пункте 14 Положения, и средней
продолжительностью времени для обучающихся 1-х – 4-х классов – 30
минут, 5-х – 11-х классов – не более 40 минут.
15. Участие в общественно полезном труде по остальным направлениям
определяется по интересам обучающихся.
16. Основными направлениями деятельности обучающихся во время
летней трудовой практик являются:
работа на пришкольном участке;
подготовка школы к новому учебному году;
работа по благоустройству территории.
17. Летняя трудовая практика проводится по спланированному графику,
утверждаемому директором МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр»,
своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей,
учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в
летней практике.
18. Летняя трудовая практика, предусмотренная образовательной
программой, обязательна для всех учащихся.
19. К летним практическим работам в полном объёме привлекаются
только здоровые обучающиеся. Обучающиеся, имеющие отклонения в
состоянии здоровья, допускаются к работам в объёме согласно

8

заключению врача. Запрещается привлекать к общественно-полезному
труду учащихся, имеющих значительное отклонение в состоянии
здоровья.
20. Продолжительность практики составляет 5 дней: для обучающихся 5-6
классов (12-13 лет) – не более 2 часов в день с перерывом в 10–15
минут, для обучающихся 7–8 классов, 10 классов 14-18 лет –не более 3
часов в день с перерывом в 10–15 минут.
21. Изменение сроков летней трудовой практики, её перенос для
выезжающих
по
путёвкам
в
места
отдыха,
временно
нетрудоспособных, по личным заявлениям родителей допускается с
разрешения директора.
22. Занятость обучающихся в общественно-полезных делах или других
видах работ вне общеобразовательной организации не освобождает
обучающихся от прохождения летней трудовой практики.
Прохождение учащимися летней трудовой практики на базе других
образовательных учреждений, в том числе, на базе дополнительных
образовательных учреждений, спортивных учреждений и др. не может
быть зачтено как отработка летней трудовой практики.
23. Обучающиеся, не прошедшие летнюю трудовую практику (с 1 июня
по 31 августа), могут быть допущены к ее прохождению в течение
учебного года в свободное от уроков время.
24. Ответственные за проведение летней трудовой практики назначаются
приказом директора общеобразовательной организации.
25. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся в первой
декаде сентября на совещании при директоре.
26. Директор, заместители директора, педагоги и лица их заменяющие
организуют летнюю трудовую практику в строгом соответствии с
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, санитарии,
согласовывают виды работ, условия труда, несут личную
ответственность за безопасность.
27. Обучающиеся допускаются к участию в летней трудовой практике
после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними
инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
28.
Запрещается
привлечение
обучающихся
к
работам,
противопоказанным их возрасту, в ночное время, в праздничные дни,
связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и
перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
29. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий
прохождения летней трудовой практики осуществляет администрация
общеобразовательной организации.
30. Руководство летней трудовой практики обучающихся осуществляется
администрацией общеобразовательной организации.
31. За организацию летней трудовой практики обучающихся отвечает
директор общеобразовательной организации, учитель, исполняющий
обязанности ответственного за летнюю трудовую практику,
заведующий хозяйством.

9

32. На директора общеобразовательной организации возлагается:
ответственность за соблюдение трудового законодательства;
определение содержания труда обучающихся;
подбор и расстановка кадров руководителей летней трудовой
практики обучающихся;
организация необходимой материальной базы;
создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых
случаях и быта обучающихся;
оказание помощи ученическому самоуправлению и (или)
родительскому комитету в области руководства летней трудовой
практики обучающихся;
создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых
случаях и быта обучающихся;
установление необходимых связей с предприятиями, учреждениями,
организациями, общественностью.
33. На учителя, ответственного за прохождение летней трудовой
практики, возлагается:
планирование летних практических работ обучающихся, организация
обсуждения плана на совещании при директоре общеобразовательной
организации;
руководство формированием трудовых коллективов обучающихся, их
подготовкой к участию в летней трудовой практики;
обеспечение чёткой организации и охраны труда обучающихся,
воспитательной работы с обучающимися в период летней трудовой
практики;
ответственность за качество и объем выполненных работ.
34. На заведующего хозяйством возлагается:
планирование совместно с ответственным за организацию летней
трудовой практики обучающихся;
обеспечение четкой организации труда обучающихся;
обеспечение, инвентарем;
создание безопасных и здоровых условий труда.
35. Классные руководители, учителя – предметники в тесном контакте с
ученическим самоуправлением и (или) родительским комитетом
участвуют в подготовке к летней трудовой практики – в их
планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении
учащихся.
36. Непосредственное руководство летними практическими работами
осуществляет руководитель трудового коллектива обучающихся. Он
назначается приказом директора школы из числа учителей.
Руководитель
организует
труд
обучающихся,
проводит
воспитательную работу, несёт персональную ответственность за
состояние
дел
в
трудовом
коллективе.
В
организации
производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь
выделенные для этого учителя, работники школы.

10

37. Руководители трудовых бригад ведут
документацию: журнал по технике безопасности;
журнал учёта посещаемости; журнал учёта
проделанной работы.
38. Ответственность участников за прохождение летней трудовой
практики.
39.

Обучающиеся обязаны соблюдать технику безопасности при
проведении работ, неукоснительно выполнять все требования
руководителя летней трудовой практики, других работников школы.
Прохождение летней трудовой практики является обязательным для
всех учащихся, за исключением случаев указанных в п. 26.
40. Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за
прохождением обучающимися летней трудовой практики.
41. Руководитель трудового коллектива:
несёт персональную ответственность за качество объём выполненных
работ, за состояние дел в трудовом коллективе;
несёт персональную ответственность за режим труда и отдыха
учащихся, соответствующий требованиям нормативных документов по
охране труда, в период летней трудовой практики;
несёт персональную ответственность за инструктаж, проверку знаний
по охране труда учащихся и осуществлять систематический контроль
выполнения ими инструкций, правил и норм по охране труда и
безопасности жизнедеятельности;
несет юридическую ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных
обязанностей.
42. По итогам общественно полезной деятельности ответственными
лицами проводится мониторинг участия классных коллективов,
индивидуального участия обучающихся в общественно полезном
труде.
43. Обучающийся, активно участвующий в общественно полезном труде,
по итогам учебного года может быть представлен к поощрению,
которое учитывается при формировании портфолио достижений
обучающегося.
Раздел IV
Содержание и организация летней предпрофессиональной практики
обучающихся 10 классов
1.
Летняя предпрофессиональная практика учащихся 10-х
профильных классов является составной частью реализации программы
среднего (полного) общего образования на предпрофессиональном уровне.
2.
Летняя предпрофессиональная практика организуется и
проводится с целью приобретения и совершенствования практических
навыков, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков
по профильным предметам.
3.
Организация
практики
направлена
на
обеспечение

11

непрерывности и последовательности овладения практическими навыками и
умениями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников,
освоивших программы среднего (полного) общего образования на
профильном уровне.
4.
Программы практики разрабатываются и утверждаются на основе
разработанного локального акта общеобразовательной организации.
5.
Принципы организации летней профильной практики
В основе организации практики лежат:
1) основные принципы:
- научности (углубление знаний по предмету);
- гуманизации (ориентация на индивидуальные интересы, способности и
потребности учащихся);
- соответствия целей, задач и содержания практики требованиям,
предъявляемым к содержанию образования, связь ее с жизнью;
- преемственности (органическая взаимосвязь содержания учебной
деятельности на летней практике с содержанием изученного
предметного материала; последовательность смены уровня требований
к объему знаний, умений, навыков и глубины их усвоения);
2) специальные принципы:
- систематичности и целостности (соответствие содержания, формы, методов и
средств деятельности, соответствие различных видов деятельности друг
другу, соответствие различных видов деятельности общим целям и задачам);
комплексности (сочетание различных видов деятельности обучающихся:
теоретических, практических и исследовательских работ, экскурсий,
изучение источников и др.);
- гибкости и динамичности системы организации (вариативность видов, форм
и содержания деятельности, высокий уровень дифференциации);
- профессиональной направленности, осуществляемой на основе тесного
взаимодействия образовательного учреждения с различными площадками
(лабораториями институтов и кафедрами вузов, различными производствами,
образовательными организациями городского округа, муниципального
округа и др.).
6. Цели и задачи летней предпрофессиональной практики:
6.1. Цель практики - продолжить обеспечение освоения содержания
образования на профильном уровне.
7. Задачи:
- закрепление, углубление и обогащение предметных знаний в процессе их
использования при решении конкретных исследовательских и практических
задач;
- формирование универсальных учебных действий в процессе
самостоятельных исследований;
- овладение принципами научного подхода при решении различных задач,
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения,
проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений, теоретических методов исследования;
- формирование познавательного интереса на основе личностнозначимой

12

практической деятельности;
- воспитание у обучающихся активной жизненной позиции;
- профориентация учащихся.
8. Ответственные за организацию и проведение летней
предпрофессиональной практики:
- Ответственность за общую организацию летней предпрофессиональной
практики несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
9. Для руководства практикой по каждому направлению назначаются
руководитель (руководители) из числа педагогов профильных дисциплин,
работающих в предпрофессиональных классах, кураторы проектных
направлений.
10. Руководитель практики:
составляет рабочий график (план) проведения практики,
утверждаемый на заседании педагогического совета;
организует процесс летней предпрофессиональной практики в
целом;
делит обучающихся на группы, распределяет по времени и месту
проведения (кабинеты);
распределяет учителей-предметников;
вместе с учителями-предметниками организует ежедневную
деятельность всех обучающихся по своему профилю;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения
практики, следит за порядком выполнения работ, контролирует выставление
оценок;
вместе с учителями-предметниками и/или классными
руководителями проводит инструктаж по ТБ;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
11. Классные руководители 10-х профильных классов
- знакомят учащихся с положением о летней предпрофессиональной
практике;
ведут учет посещаемости во время летней предпрофессиональной
практики, помогают решать проблемы с пропусками занятий;
доводят информацию о результатах практики до родителей
(законных представителей).
12. Длительность летней предпрофессиональной практики
12.1. Длительность практики устанавливается в пределах 10-15 рабочих
дней в первой половине июня.
12.2 Точные сроки практики определяется в начале учебного года на
педагогическом совете, после чего информация доводится до сведения
обучающихся профильных классов, классных руководителей и родителей
(законных представителей) обучающихся.
13. Во время практики ежедневная занятость обучающихся
составляет не менее 4 астрономических часов. Начало практики определяется
индивидуально, в зависимости от расписания занятий, предоставляемого
образовательными организациями высшего образования, образовательными
организациямисреднегопрофессиональногообразования,иными

13

образовательными организациями и предприятиями, принимающими участие
в организации и проведении летней предпрофессиональной практики
обучающихся.
14. После основного времени занятий возможны дополнительные
мероприятия - экскурсии, встречи с учеными, небольшие лекции.
15. Содержание летней предпрофессиональной практики:
15.1. Организация проведения практики осуществляется на основе
договоров с образовательными организациями и предприятиями,
деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям,
осваиваемым в рамках ООП СОО. Практика может быть проведена
непосредственно на базе общеобразовательной организации.
15.2 Содержание профильной практики каждый год выстраивается
индивидуально исходя из направленности предпрофессионального класса,
образовательных возможностей образовательными организациями высшего
образования, образовательными организациями среднего профессионального
образования, иными образовательными организациями и предприятиями
городского округа, муниципального округа, запросов обучающихся.
15.3. Проект графика летней предпрофессиональной практики
рассматривается на заседании педагогического совета. После согласования со
всеми заинтересованными образовательными организациями высшего
образования, образовательными организациями среднего профессионального
образования, иными образовательными организациями и предприятиями
утверждается директором общеобразовательной организации и доводится до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
15.4. Обучающиеся имеют
возможность
индивидуальной
организации
летней
предпрофессиональной
практики
на
базе
образовательных организаций высшего образования, образовательных
организаций
среднего
профессионального
образования,
иных
образовательных организаций и предприятий при условии письменного
подтверждения о приеме обучающегося общеобразовательной организации
на практику в подразделение образовательной организации высшего
образования, образовательной организации среднего профессионального
образования, иной образовательной организации и предприятия с
назначением ответственного куратора, закрепленного за обучающимся, и
обязательством предоставить отчетную документацию о прохождении им
практики (отчет о практике, отзыв научного руководителя).
16. Формы проведения практики включают в себя:
практические занятия, проводимые учителем или преподавателем
образовательной организации высшего образования, образовательной
организации среднего профессионального образования, иной
образовательной организации и предприятия;
поисковую, исследовательскую, научно-практическую деятельность;
разработку творческих проектов;
экскурсионную практику;
летнюю профильную школу при вузах-партнерах и т.д.

14

17. Летняя предпрофессиональная практика может проводиться в
различных форматах:
очно;
дистанционно;
в смешанном формате (очно-дистанционном).
18. Итоги практики:
1) При
прохождении
летней
предпрофессиональной
практики
обучающиеся ведут «зачетную книжку» практики, в которую вносятся
все мероприятия летней предпрофессиональной практики, отметки о
посещении мероприятий, оценки за выполненные задания (при
наличии).
2) Выставление оценок возможно по пятибалльной системе или, в
зависимости от выполняемой работы, некоторые виды работ могут
оцениваться как «зачет/незачет».
3) В качестве общего итога практики учащимся выставляется оценка
«зачет/незачет». По окончании практики обучающиеся предоставляют
практический результат своей деятельности в форме компьютерной
презентации, творческого отчета, проекта и т. д.
4) Сведения о прохождении летней предпрофессиональной практики
могут заноситься в аттестат.
5) Обучающиеся,
имеющие
при
прохождении
летней
предпрофессиональной практики пропуски по неуважительной
причине, считаются не прошедшими практику и приглашаются на
сдачу теоретического зачета по практике в начале следующего
учебного года (11 класс) с обязательной оценкой по профильному
предмету (профильным предметам).
6) В случае отсутствия обучающегося при прохождении летней
профильной практики по уважительной причине, подтвержденной
документально, ему может быть предложена альтернативная форма
прохождения летней предпрофессиональной практики с учетом
профиля обучения
учащегося
с использованием ресурсов
образовательных организаций высшего образования, образовательных
организаций среднего профессионального образования, иных
образовательных организаций и предприятий или иных
образовательных платформ.
Раздел V
Общие требования безопасности при проведении
общественно полезных работ
1.
Администрация образовательной организации организует общественно
полезный труд обучающихся в соответствии с правилами и нормами охраны
труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывает
виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные
условия труда обучающихся.

15

2. Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их
возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в
праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с
подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для
подростков.
3.
Не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными
условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда
лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью
окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтностроительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
4.
Обучающиеся при выполнении общественно полезного труда должны
соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий
инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.
5.
Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде
после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа
по технике безопасности.
6.
При несчастных случаях, произошедших с обучающимися в процессе
труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и их
причины расследуются в установленном порядке.
7.
Ответственные должностные лица несут личную ответственность за
безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
8.
Требования безопасности перед началом работы:
1)
надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным
условиям и не затрудняющую движений, в жаркие солнечные дни надеть
светлый головной убор;
2)
по необходимости при работе надеть перчатки;
3)
проверить исправность рабочего инструмента и инвентаря.
9.
Требования безопасности во время работы:
1)
соблюдать осторожность при работе с использованием инструмента и
инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной
частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю
заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и своих
товарищей;
2)
не использовать рабочий инструмент и инвентарь, предназначенный
для работы взрослыми. Масса любого рабочего инструмента, используемого
обучающимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г, ручки рабочего
инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин,
прочно насаженными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем
для взрослых;
3)
при переноске земли, воды и прочего не превышать предельно
допустимую норму переноски тяжестей:
для обучающихся начальных классов – не более 3 кг;
для обучающихся 14 лет: девушки – 3 кг, юноши – 6 кг;
для обучающихся 15 лет: девушки – 4 кг, юноши – 7 кг;
для обучающихся 16 лет: девушки – 5 кг, юноши – 11 кг;
для обучающихся 17 лет: девушки – 6 кг, юноши – 13 кг.

16

4)
для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать
виды работ, а также делать перерыв для активного отдыха;
5)
очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекол,
кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, грабель и
другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками;
6)
при работе по прополке во избежание порезов рук работать только в
перчатках.
7) Запрещается какая-либо работа обучающихся с ядохимикатами,
инсектицидами и гербицидами.
10. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
1) При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его
затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю
работ.
2)
При получении травмы сообщить об этом руководителю работ,
который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить
администрации общеобразовательной организации, при необходимости
отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
11. Требования безопасности по окончании работы:
1) Очистить и сдать на хранение рабочий инструмент или
сельскохозяйственный инвентарь.
2) Тщательно вымыть руки с мылом.
12. Руководитель организации общественно-полезной деятельности
обязан:
- нести персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся;
- составлять график работы и распределять обязанности между
обучающимися;
- проводить инструктажи по технике безопасности со всеми участниками
общественно-полезного труда;
- следить за режимом труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиями
труда обучающихся в соответствии с санитарными правилами,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
13. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий
общественно-полезного труда обучающихся в строгом соответствии с
правилами и нормами охраны труда возлагается на классных руководителей,
учителей, ответственных за данные виды деятельности, заместителя
директора по административно-хозяйственной работе.
14.
В случае несчастного случая, происшедшего с обучающимися в
процессе общественно-полезного труда, ему оказывается первая помощь,
квалифицированная помощь медицинских работников общеобразовательной
организации, вызывается скорая помощь и проводится расследование
несчастного случая в соответствии с Положением о расследовании
несчастных случаев.

17

Раздел VI
Нормативно-организационное обеспечение общественно
полезной деятельности
Организация и
реализация общественно
полезного
труда
сопровождаются
наличием следующих документов:
приказ директора общеобразовательной организации о назначении
ответственного за организацию общественно полезного труда;
приказ директора общеобразовательной организации о назначении
ответственных за организацию общественно полезного труда по отдельным
направлениям (блокам работы);
план-график общественно полезного труда на текущий учебный год и
летний период, согласованный с советом общеобразовательной организации
(управляющим советом общеобразовательной организации) и утвержденный
приказом директора;
функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям
деятельности;
инструкции по технике безопасности при выполнении видов
практической деятельности; протоколы педагогических советов, заседаний
совета общеобразовательной
организации (управляющего совета), родительских собраний, собраний
(классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы
организации общественно полезного труда;
заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных
представителей);
журналы проведения инструктажей по технике безопасности;
журнал учета времени практической деятельности обучающихся.
Раздел VII
Заключительные положения
15. Настоящее Положение об организации общественно полезного
труда обучающихся является нормативным локальным актом МКОУ «СОШ
с. Весёлый Яр», принимается на педагогическом совете и утверждается
приказом директора общеобразовательной организации.
16. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Все
изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.

Powered by TCPD F (www.tcpd f.org )


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».